В самом центре Воронежа, неподалеку от живописной набережной, возвышается Благовещенский кафедральный собор. Храм с первого взгляда поражает своей красотой и величественностью. Он является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов в мире. Именно в нем находятся мощи святителя Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и священномученика Петра. Ежедневно сотни верующих приезжают сюда со всех уголков нашей необъятной Родины, чтобы поклониться мощам святых. Чем же удивительна и примечательна жизнь воронежских святых? Почему именно сюда вновь и вновь приезжают верующие?

Имя святителя Митрофана Воронежского золотыми буквами вписано в историю русской православной церкви, в историю государства Российского. Но, к сожалению, не каждый знает, что святой наряду с апостолом Петром, св. князем Александром Невским, св. Ксенией блаженной, св. праведным Иоанном Кронштадтским является небесным покровителем северной столицы – Санкт-Петербурга.

Святитель Митрофан жил во времена Петра I. При рождении он получил имя Михаил. Вероятно, он родился в семье священнослужителя, но доподлинно это не известно. Из жития святого мы знаем, что он был женат, служил приходским священником, воспитывал сына. В возрасте сорока лет он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу.
2 апреля 1682 года Святитель Митрофан был назначен епископом Воронежским. Хиротонию совершил Патриарх всея Руси Иоаким. После хиротонии святитель несколько месяцев прожил в Москве, устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве он участвовал в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра. Святителю Митрофану также пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле 1862 года и присутствовать на «прениях о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это произвело сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах.

В конце августа 1862 года Святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Многие местные жители новой епархии не были религиозны и даже уровень образования пастырей быль столь невысок, что в регионе было велико влияние старообрядчества. На территории епархии было всего лишь 182 храма, что было крайне мало, относительно масштабов и постоянно увеличивавшегося количества населения.
Новый епископ ревностно занялся устройством своей епархии, был доступен для каждого, старался всем помочь, призывал местных священников служить для паствы не только проповедью и молитвою, но и собственной жизнью.
Особое место в жизни святителя Митрофана значили его отношения с Петром I. Святитель духовно наставлял и помогал молодому царю, старался содействовать его преобразованиям, которые были полезными для Отечества. Он одобрил постройку флота, предпринятую императором. С течением времени даже стал духовником Петра I. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел, как бы в награду за участие в этой победе, Святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и Азовским. Святитель сколько мог, помогал императору, разъяснял народу благие намерения царя, собирал деньги на постройку флота и жертвовал свои собственные скудные средства на необходимые работы по кораблестроению. Но эта преданность епископа юному царю не мешала ему говорить Петру правду в глаза и обличать те действия государя, которые нарушали правила благочестия.

Святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесное общение царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Он отказался посетить воронежский дворец царя из-за того, что там находились языческие статуи. Когда разгневанный Петр I стал грозить ему смертью, Святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Разгневанный император велел передать епископу, что если он не явится во дворец, то он как ослушник царской воли будет казнен. «Жизнь моя, во власти царя», отвечал епископ, «но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана». На эти слова ответа не последовало, и святитель Митрофан, не зная окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к смерти, и распорядился звонить во все колокола, созывая народ к всенощной. Петр I, услышав звон, поинтересовался какой завтра праздник, и узнав, что епископ таким образом решил совершить соборное моление о прощении грехов, приказал немедленно все убрать из дворца. Святитель Митрофан своим поступком заслужил еще большее уважение царя.
На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет, до самой смерти. Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году, будучи уже в возрасте. Незадолго до кончины, святитель принял схиму с именем Макарий. Император, узнав о тяжелой болезни святого старца, незамедлительно поспешил к нему и приехал в Воронеж в день его кончины, но уже не застал в живых. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями. Царь своими руками помогал нести гроб Святителя, почитаемого за святого старца.
За время пребывания Святителя Митрофана на воронежской кафедре число храмов в епархии возросло со 182 до 239, было основано два монастыря – Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу.
Образ милосердного и справедливого епископа запомнился народу и много почитателей его памяти стекались к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.

Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами Святителя Митрофана, около 1717 года стала разрушаться. Собор пришлось разломать, чтобы в дальнейшем воспользоваться его материалом для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте. По завершении постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор (Благовещенский). При обоих перенесениях тело Святителя оказалось нетленным.
С 1820 года число почитателей памяти Святителя Митрофана увеличилось, и Воронежский архиепископ Антоний II неоднократно сообщал в Синод о чудесах по молитвам святого. В 1831 году обретено нетленное тело Святителя Митрофана и совершено его прославление в лике святых.
В 1830 году была написала первая икона Святителя. Воронежский купец Гардненин, испытавший на себе благодатную помощь Святителя Митрофана и почитавшего его как великого угодника Божия, нашел старинный портрет воронежского епископа. С просьбой сделать копию он обратился к художнику Шевцову, но тот боялся из-за ветхости полотна исказить лик. Тогда художник начал молиться Богу, чтобы тот сподобил его увидеть Святителя Митрофана. И вот, на следующую же ночь Шевцов увидел во сне старца. Когда он проснулся, то образ Святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал о чудесном явлении Святителя Митрофана преосвященному Антонию. Владыка благословил Шевцова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей воронежского Святителя.

Первым храмом во имя Святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре, которую в 1833 году освятил митрополит Филарет. В Москве, при детском приюте великой княгини Елизветы Федоровны, в Петровском парке существует храм Митрофана Воронежского. На Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж, находится часовня во имя Святителя, освященная в 2001 году.
Память Святителя Митрофана
Память Святителя Митрофана совершается 6 декабря, 20 августа и 17 сентября. В настоящее время поклониться мощам Святителя можно в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Величественный Благовещенский собор Воронежской и Борисоглебской епархии – не только место молитвы и украшение центра Черноземья, но и символ народного покаяния и духовного единства и возрождения.