Посты и постные дни
Посты и постные дни – это периоды, установленные Церковью для упражнения верующих в воздержании. Они являются существенным пособием для духовной жизни, содействующим подчинению души и тела духу, а через это – Богу. Вопреки распространенному мнению пост – это не просто отказ от определенных видов пищи. Такое воздержание – всего лишь средство. В дни поста самое главное – очистить свою душу, ослабить воздействие на нее страстных помыслов и греховных привычек, а телесное воздержание должно способствовать этому, дисциплинируя нашу волю и напоминая нам об особенной важности дней поста.
Есть два вида (или способа) поста, оба укорененные в Священном Писании и Священном Предании. Первый вид назван совершенным постом, так как состоит в полном воздержании от пищи и пития. Второй вид можно определить как аскетический пост, т.к. он состоит главным образом в воздержании от определенного вида пищи и в уменьшении ее количества.
Церковь выделила для такого аскетического поста четыре периода: Великий пост, Петров пост, Успенский и Рождественский посты. Окончание многодневных постов приходится на Праздники, по которым они и получили свое наименование. По традиции верующие, посетив в день Праздника Богослужение, после него дома первый раз вкушают скоромную пищу – разговляются. Соблюдение поста именуется также говением. Телесный пост может быть строгим и нестрогим. Строгий пост предполагает воздержание от мяса, молока, яиц и рыбы; при нестрогом посте рыба разрешается. Совершенно естественно, что и употребление постной пищи по своему количеству должно быть умеренным и разумным.
Четыре многодневных поста
Четыре многодневных поста. Четыре периода в жизни человека. Четыре раза в год церковь зовет нас очиститься и освободиться от порабощения телу святым лечением поста, и успех этого лечения зависит от некоторых основных правил, главное из которых – непрерывность и продолжительность поста. В России монахи, например, никогда не едят мяса. Наука аскетического поста, доведенная до совершенства в монашеской традиции, была принята всей Церковью. Здесь мы видим примененные к человеку слова Христа, сказавшего, что силы адовы, порабощающие человека, могут быть побеждены только «молитвою и постом».
Говоря о соблюдении постов, следует помнить слова святых отцов Церкви: «Мы – не телоубийцы, а грехоубийцы», то есть мы должны ненавидеть не свое тело, а грехи, и именно с ними бороться всеми средствами, в том числе и телесным воздержанием. Однако следует отметить, что из правил всегда есть исключения. Даже в дореволюционной России от поста телесного освобождались, к примеру, воины и рабочие, которые трудились на особенно тяжелых работах. Но никакие, даже самые сложные обстоятельства жизни не освобождают нас от усиленного духовного поста, который заключается в ежедневной борьбе со своими слабостями и пороками.
Святитель Иоанн Златоуст наставлял так: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело. Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
Какое же исчерпывающее наставление, раскрывающее истинный смысл поста, который заключается в самом важном: совершенствовании любви к Богу и ближним. Мы должны помнить, что именно на любви и ни на чем ином основывается всякая добродетель. Так будем же стараться жить по этому закону!