Петров пост

Петров пост

Что такое заговенье, как правильно поститься, для чего вообще нужен пост? На эти вопросы — ответы в нашей статье.

Заговенье (заговины) — это день перед началом многодневного поста, когда в последний раз можно есть скоромную пищу (мясо, молоко, яйца, животные жиры и др.).

Каков же существует способ стяжания спасения и унаследования Царствия Небесного? Таковым является весьма верное средство — телесное воздержание, именуемое постом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) во главе 11 «Аскетических опытов» пишет следующее: «Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней». Благоразумная умеренность в употребление снедей установлена еще Самим Господом, когда Он, пребывая в пустыне, постился, не вкушая ничего. То был Великий пост, а ныне мы вступаем на поприще Петрова поста, иначе называемого апостольским. Нельзя забывать о том, что каждое постное делание — есть подготовка к деланию иному, не менее благопотребному.

Сын Божий, постясь 40 дней и 40 ночей, преуготовлял Себя к общественному служению народу Израиля, а через него – и всем нам. Петров пост также установлен неслучайно, он несет в себе определенный смысл: апостолы по принятии Святаго Духа в Пятидесятницу взяли на себя бремя поста, чтобы после телесного воздержания отправиться на проповедь Евангелия по всему миру. Говоря о постном подвиге святых апостолов, важно знать, что до Вознесения Господня ученики Божественного Учителя не постились. И на это были свои основания, о которых Христос глаголил: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк. 5:34). Живя в далекое от ловцов человеков время, мы проходим путем постным четырежды в год. С чем это связано, почему мы постимся по окончании великого торжества из торжеств — Пасхи, продолжающейся до Вознесения, продлевающего наше сердечное ликование от свершения Светлого Христова Воскресения до праздника Святой Троицы? Ответ на этот вопрос дает святой Лев Великий: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа».

Внимая словам Евангелия, за Божественной литургией читаемым, мы не обращаем или обращаем весьма редко свои мысленные очи к текстам Священного Писания Ветхого Завета, в которых содержится повествование о том, что впервые заповедь поста была установлена еще в раю для вновь созданного человека. Это была единственная райская заповедь. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения первозданного человека в его непорочности. Рассуждая о посте, святитель Игнатий (Брянчанинов) замечает, что «так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что вместе с заповедью произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью». Вскоре угроза казнью воплотилась в жизнь: Адам и Ева изгнаны из рая и посланы возделывать своими трудом и потом землю, далекую от райского блаженства. Но, по милости Божией, недолго пришлось человеку утопать во власти греха и порока, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Сия Божия любовь к человеку возобновила не только ранее нарушенную взаимосвязь общения Творца со Своим творением, но и заповедь поста, подтвержденная Евангелием: «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк.21:34).

В XXI веке актуальность поста не изжила себя, напротив, — она только возрастает ввиду особенности восприятия человеком окружающего мира, отождествления себя с идеологией потребления, всячески порабощающего все: и тело, и сердце, и ум. «Плотский человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он <…> не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности, заживо — мертв душою», — научает нас епископ Кавказский и Черноморский. Как строго говорит о пагубности чревоугодия святитель Игнатий, так же недвусмысленно восклицает Слово Божие: «Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете!» (Лк.6:25).
Разумеется, не все так пагубно и пессимистично, как может показаться на первый взгляд. Есть избавление от чумы чревоугодной, и это избавление Христос — насущный Хлеб христиан. Ненасытное насыщение этим хлебом – вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане, — взывает великий постник и молитвенник, прославленный в лике святителей.

Переживая время одного поста, затем другого, не стоит надевать на себя маски уныния и ложного смирения. Напротив, должно подойти к постному деланию с сердечной радостью, ибо пост, в том числе и Петров, предоставляет нам уникальную возможность без всякого самооправдания отсутствия времени, сил и возможностей, прикрытого безосновательной аргументацией, посвятить время Богу, войти и пожить в подлинно христианском, православном образе жизни и через это очиститься телесно и душевно для вечной жизни во Христе Спасителе.

Статью подготовил православный доброволец Алексей Довнар.