1 сентября Русская православная церковь чтит память Святого Андрея Стратилата и 2593 воинов с ним пострадавших.
«Военный трибун Андрей»
Святой Андрей Стратилат жил в конце III — начале IV веков. В то время Максимиан, соправитель императора Диоклетиана, начал повсеместное гонение на христиан. В Сирии, в восточной части империи, находился военачальник Антиох, такой же жестокий и яростный язычник, как и сам император. Ему было поручено подвергать пытками и казням христиан, и с этой целью предоставлено в подчинение многотысячные римские войска. Среди этих римлян и служил военный трибун Андрей. Он еще не был крещен и исповедовал веру во Христа тайно, он уклонялся от поступков, противоречащих принципам Христианства, но ревностно совершал дела согласные с волей Божией. Среди прочих римских полководцев он прославился необыкновенным мужеством, доблестью и храбростью и одержал много блестящих побед над врагами.
«Стратилат Андрей»
Внезапно персы предприняли нападение на Сирию, и Антиох, застигнутый врасплох, прослышав про успешного военачальника, призвал к себе Андрея. Он назначил его Стратилатом, то есть главнокомандующим, и поручил выступить с войском против персов с такими словами: «Твое мужество и храбрость твоя на войне известны не только мне, но о них хорошо знает и сам император; вот почему я и почтил тебя таким высоким званием. Итак, я поручаю тебе эту неожиданно возникшую войну. Возьми войско, начальствуй над ним вместо меня и постарайся еще больше увеличить ту славу, которую имеешь».
«Небольшой отряд»
Святой Андрей принял поручение, но руководствовался он не поиском своей личной славы, а целью прославить имя Господа Иисуса Христа. Из всего огромного римского войска он выбрал лишь небольшое число воинов по изречению царя Давида «не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его». Со своим небольшим отрядом святой Андрей выступил против врагов. Увидев превосходящее по численности войско персов, он решил укрепить своих воинов в мужестве и храбрости. Но так как они все были идолопоклонниками, он рассказал им о едином, всемогущем Боге, оказывающего всесильную помощь верующим в Него.
Он сказал им: «Братья и друзья мои! Теперь вы на деле можете убедиться, что языческие боги – бесы. Будучи сами бессильными, они никому и помочь не в состоянии, но есть единый истинный Бог, Которому я служу, Который сотворил небо и землю. Он – всемогущ, и всем, кто призывает Его, Он посылает скорую помощь: делает таких сильными на войне и врагов обращает пред ними в бегство. Вот, как вы и видите, против нас идут многочисленные полки врагов, которые по своей многочисленности гораздо сильнее нас, но если вы отвергнете ваших суетных богов и вместе со мною призовете единого истинного Бога, то вы тотчас же увидите, что враги исчезнут пред вами подобно тому, как исчезает какой-нибудь дым или пыль».
Все, как один, воины поверили его словам и, призвав на помощь Христа, смело атаковали врага. Небольшой отряд святого Андрея одержал победу и обратил многочисленное войско персов в бегство. После такой неожиданной и блестящей победы каждый воин, который был со святым Андреем, уверовал во Христа.
«Зависть военачальников»
Но после того, как святой Андрей с воинами торжественно вернулись в Антиохию, некоторые военачальники не смогли смириться с таким исходом событий. Движимые завистью, они донесли Антиоху о том, что Стратилат Андрей исповедует христианство. Услышав это, правитель сильно разгневался и, поначалу, не поверил слухам, он отправил к Андрею людей, чтобы тот сам лично опроверг сказанное о нем.
Когда же все подтвердилась, разъяренный Антиох передал святому Андрею такое сообщение: «Ты хорошо знаешь, какой мучительной казни я предал сына Полиевктова, Евфимия, и вместе с ним многих других последователей христианской веры. Никого из них я не пощадил. На что же после этого рассчитываешь ты и на что надеешься, воздавая божеское почитание Человеку, Который был распят на кресте?». На что святой Андрей ответил: «Слова Антиоха более ободряют меня нежели устрашают: ибо если те, о которых он напоминает мне, будучи преданы жестоким мучениям, стали его победителями и в венцах мучеников предстали Христу Богу, то почему же и мне не быть верным рабом моего Иисуса Христа, чтобы вместе с ними, пострадавшими за Него прежде меня, удостоиться наследия в царстве Его?».
«Испытания металлом»
После такого ответа Антиох призвал святого Андрея к себе на суд и потребовал отречения от своей веры. Но святой открыто перед всеми исповедал Господом своим Иисуса Христа, а себя рабом Его. После этой дерзости правитель повелел подвергнуть воина пыткам на раскаленном медном ложе, но по молитвам святого Андрея к Богу раскаленный металл не причинил ему никакого вреда и на все требования Антиоха он ответил отказом и не отрекся от Христа. Тем временем, некоторых воинов из отряда распяли на деревьях, но и они не отреклись от Господа.
«Заточение»
Антиох прекратил пытки и заточил христиан в темницы, якобы дав им время для осознания своей вины и отречения от своей веры. Но на самом деле, он не решался их казнить по своему приказу, ведь они были героями — для всех и их казнь могла спровоцировать мятежи и восстания, как в войске, так и в народе. Поэтому он написал письмо императору Максимиану с просьбой помочь в разрешении этой ситуации. Император посчитал открытую казнь воинов небезопасной и приказал отпустить заключенных, затем выждать какое-то время и казнить каждого поодиночке за преступления, не имеющие отношения к вере. Антиох тотчас же освободил святого Андрея и всю его дружину и оставил их в прежних воинских званиях.
«Тайное принятие крещения»
Узнав о замысле императора и главнокомандующего Антиоха, святой Андрей вместе с 2593 воинами, уверовавшими во Христа, тайно отправился в киликийский город Тарс к епископу Петру, чтобы принять от него святое крещение. Прознав об этом, Антиох написал письмо правителю Киликии Селевику : «Я знаю, что ты слышал об Андрее, который был тысяченачальником в императорских войсках. Ныне он не только сам впал в безумие, не повинуясь повелениям императора, но и многих из воинов обратил к тому же безумию и, как мы слышали, бежал с своими единомышленниками в киликийскую область. Почему, во исполнение повеления императора, прикажи схватить Андрея и всех, кто находится с ним, и, связав, пришли их к нам. Если же они вздумают оказать сопротивление или бежать, то прикажи вооруженным воинам избить их». Селевик, разузнав о местоположении, отправился с вооруженной дружиной в погоню.
Тем временем, святой Андрей и его воины приняли святое крещение от епископов Петра и Нона и отправились ожидать своей смерти в пределы Армении в горы, называемые Таврос. Проходя через горы, святые пришли в одно тесное место, со всех сторон окруженное отвесными скалами, на которое можно было войти чрез единственный проход. Здесь святой Андрей остановился с своею дружиною и стал ожидать своих убийц, так как это именно место было предуказано ему Богом для мученической кончины его и его сподвижников.
«Последние молитвы мучеников ко Господу»
Святой Андрей обратился тут к своей дружине с такими словами: «Друзья, братья и дети мои, «ныне время благоприятное, ныне день спасения» (2Кор.6:2; Ис.49:8); будем же единодушно и твердо стоять в любви Божией, как повелел наш Господь, и не станем поднимать рук наших на преследующих нас, но поднимем их к Богу с молитвою благодарения за то, что Он дал нам дожить до сего времени, когда мы получим наследие со всеми святыми, пострадавшими за Него. Итак будем молиться Ему, как молился святой первомученик Стефан, когда иудеи побивали его камнями, говоря: «Господи Иисусе Христе, приимит (Деян.7:59) души рабов Твоих, которые мы предаем в руки Твои».
Сказав это, святой Андрей стал молиться: «Господи, Господи, великий и всесильный! Услышь молитву грешного и недостойного раба Твоего и всех, находящихся со мною, непорочно сохранивших святую веру в Тебя, приими с миром наши души, покрой их Твоим милосердием и удостой райских обителей. Владыко! Молимся Тебе еще и о тех, которые будут почитать нашу память. Исполняй все приводящие ко спасению прошения их и ради молитвы нашей будь им помощником во всех их нуждах. А на месте сем, где будет пролита за Тебя наша смиренная кровь, пусть будет источник, подающий исцеления и прогоняющий нечистых духов. Всех же тех, кто будет приходить сюда, сохраняй от всяких бедствий и подавай им душевное и телесное здравие, чтобы на месте сем прославлялось пресвятое Твое имя, Отца и Сына и Святого Духа».
В это время и настиг их Селевик со своими солдатами. Безжалостно расправились они со святым Андреем и 2593 воинами, которые не оказали им сопротивления и, подражая Господу своему, безропотно приняли свою участь от рук убийц. А на том месте, где пролилась их мученическая кровь, немедленно вытек источник ключевой и целебной воды.
«Святой источник»
За святым Андреем тайно следовали епископы, которые хотели увидеть кончину мучеников. После того, как Селевик с отрядом отправились в обратный путь, епископы со своими клириками оплакали смерть мучеников, подготовили их к погребению и похоронили на том же месте. Увидели они и источник, который пробился на месте смерти воинов. Один из клириков страдал от нечистого духа, но, попив воды из источника, исцелился. Местные жители, узнав об этом источнике, приходили к нему, приводили с собой больных и получали исцеление от всяких болезней по молитвам святого страстотерпца Андрея и пострадавших с ним святых мучеников.
Эпилог
Наше окружение не должно определять нашу сущность. Из всего многочисленного войска святой Андрей один исповедовал веру во Христа. И даже под начальством и гнетом гонителя христиан не совершал поступков против Его заповедей и воли. Он помог уверовать своим воинам, он с помощью Божией и во Славу Его смог противостоять пыткам и гонениям. Он и 2593 мученика безропотно приняли смерть во имя Христа и продолжают помогать людям своими молитвами перед престолом Его.
Святой Андрей Стратилат
Тропарь мученика Андрея Стратилата
глас 5
Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси,/ кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ С лики ангельскими в невечернем свете/ незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Андрее Стратилате,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.
Кондак мученика Андрея Стратилата
глас 4
В молитвах Господеви предстоя,/ якоже звезда солнцу предтекий,/ и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/ радости неизреченныя исполняяся./ Безсмертному Царю в безконечныя веки,/ от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,// с нимиже молися непрестанно о всех нас.