Сольба – маленькая речка, протекающая на границе Московской и Ярославской области. Примечательна эта небольшая речка тем, что вода в ней чиста и студена даже самым жарким летом. Только деревень на берегах реки теперь немного и местных жителей в практически нет. Но раньше в монастырь на «вешнего» и «зимнего Николу» стекались на Сольбу тысячи благочестивых почитателей святого угодника и заступника.
Монастырь во имя святителя и чудотворца Николая был основан очень давно и точная дата неизвестна, но сохранились сведения о том, что в 1544 году за монастырем уже числились обширные земельные владения. Значит, возник он гораздо раньше, скорее всего во второй половине пятнадцатого века. Первоначально обитель называлась Никольским монастырем и только потом появилось название – Николо-Сольбинская обитель.
Главная святыня монастыря – чудотворный образ святителя Николая. Эта икона считалась современницей обители со дня основания, но не осталось документальных свидетельств.
Но народное предание утверждает, что данный образ явился на древе, в память такого события и была построена первая церковь святителя Николая на Быльцыном поле. Согласно летописи, первоначально в обители была деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Этот храм был сожжен поляками, а обитель перенесена ближе к проезжей дороге. Здесь 2 сентября 1711 года была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, которой стал официально именоваться Сольбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион. При нем пустынь была обнесена деревянной оградой.
При входе в монастырь слева от святых врат находился источник. Вода в нем имела своеобразный минеральный привкус. Воду из источника дозволялось брать только священнику в дни больших праздников.
Кроме того, местные жители рассказывают, что на Быльцыном поле, метрах в пятнадцати от ручья, называемого Гремяч, был еще один источник, почитаемый святым. В настоящее время точное местонахождение этих источников не установлено.
В 2005 году, по милости Божией, при строительстве храма преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских обнаружился новый источник, который был выведен за монастырскую стену и освящен в честь этих святых и преподобного Сергия Радонежского.
Из летописей известно, что монастырю принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий. Также пустыни принадлежала речка, где мололи зерно на двух водяных мельницах, ловили рыбу. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огороды и косили сено.
Если приехать в Сольбинский монастырь и подняться на колокольню соборного храма, то можно увидеть бескрайние уходящие вдаль леса. В зимнее время эти леса и сейчас представляют опасность из-за волков, также здесь обитают лоси, зайцы, медведи; летом лес наполняется птичьим щебетом, свистом и пением. Местные жители любят этот лес за изобилие черники, малины, брусники и грибов.
Как свидетельствует летописец: «Самый же лес неприкосновенен. Не было случая, чтобы когда-либо разрешено было его продавать на сторону». В прежние времена вся округа знала и верила, что монастырские угодья хранит сам святитель Николай. И в убеждали многочисленные случаи, которые сохранила для нас история. «…Было это в начале XX века. Крестьянин села Степанцева попросил нужное количество леса у настоятельницы Сольбинской пустыни. Выписали нужное количество леса, он получил. А через некоторое время понадобилась ему еще одна балка. Подумал он и взял ее без разрешения. Уже погрузил бревно на телегу, как к нему подошел незнакомый дедушка. «А ведь лошадь твоя этого дерева не увезет», — сказал он. «Чего ж не увезти, — ухмыльнулся мужик, — у меня здоровый молодой жеребец, что ему это бревнышко?» Дедушка как-то незаметно ушел, а мужик хлестнул вожжами лошадь стоит, как вкопанная. Хлестнул посильней, лошадь вздыбилась, дернулась со всей мочи – и упала». Аналогичный случай рассказал крестьянин из того же села, вспоминая свое детство. Считалось, что монастырский лес неприкосновенен и его оберегает сам Николай Чудотворец.
Революционное лихолетье нарушило мирную жизнь святой обители. После прихода к власти безбожников, в ноябре 1918 года Николо-Сольбинский монастырь был «ликвидирован». Монахини были выгнаны из обители, а большевики для оправдания своих действия в глазах народа, изощрялись в сочинении клеветнических статей. Николо-Сольбинский монастырь был закрыт одним из самых первых в стране. И это не просто древняя пустынь со своей историей, это монастырь-мученик. И восстановление его было не просто делом внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. В том числе и дух тех, чьи бабушки, запутанные и обманутые, снимали кресты сначала с себя, а потом и с колоколен.
Но Святитель Николай не оставляет Сольбы в эти годы. Достоверно известно о случае, произошедшем в 40-х годах прошлого столетия со сторожами храма. Сидели они на крылечке церкви и увидели, как в нее вошел какой-то старичок. Время прошло, а он все не выходит. В храме его не оказалось. Случай стал известен многим, и люди верили, что сам Святитель Христов пребывает здесь.
В 1994 году власти Переславского района приняли решение о передаче монастыря Православной Церкви для дальнейшего восстановления. Монастырь на тот момент времени находился в аварийном состоянии и предстояла долгая и кропотливая работа по восстановлению храмов и корпусов былой обители. 26 января 1999 года вышел Указ Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского, о назначении на должность настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря монахини Еротииды, согласно которому Матушка с тремя сестрами прибыли на новое место.
Начало монашеской жизни было положено установлением с первых дней распорядка дня. В назначенное время совершалось Богослужение, исполнялось монашеское правило, назначались послушания для каждой сестры, ежедневно сестры обходили обитель крестным ходом.
С самых первых дней возрождения обители насельницы монастыря старались откликнуться на нужды местных жителей. Образовалась служба милосердия. Сестры посещают больных, стариков, многодетные семьи в близлежащих деревнях, привозят продукты, одежду, обувь, лекарства, помогают по дому. Деятельность службы милосердия пока не велика. Сестры по своей малочисленности пока не могут сделать большего. Нужны неравнодушные люди, готовые отдать себя на служение Богу и ближним. Это поприще для большой миссионерской деятельности, где можно с успехом реализовать себя.
Во вновь восстановленном монастыре открыли приют для девочек. Дети – наше будущее, наша смена, плоды нашей жизни, которые впоследствии будут влиять на судьбу нашей страны. Дети должны расти для истинной и благородной жизни, для Бога, а не для греха и для порока. Оглянемся на всю мировую историю: как только цивилизация погружалась в царство пороков и забывала Бога, она рушилась. Поэтому ест глубокий смысл в том, что именно при монастыре начали создаваться первые школы, больницы, библиотеки, все знаменитые ученые прошлого были верующими людьми. В старину даже богатые и знатные благочестивые люди стремились, чтобы их дети воспитывались или чаще бывали в монастырях.
Сейчас в Николо-Сольбинском монастыре есть детский приют, где воспитывают детей-сирот сестры монастыря — люди, посвятившие себя Богу и постоянно работающие над собой. Дети видят перед глазами пример живой деятельной веры и жертвенной любви. Их чистые души открыты всему доброму и светлому, и это щедро им дается. Дети быстро все воспринимают и от взрослых зависит, что они воспримут – добро или порок. Они могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но ситуация может сложиться и иначе, поэтому воспитанию детей в монастыре уделяется большое внимание.
Деятельность монастыря в этом направлении оказалась настолько востребованной, что обращения принять на воспитание детей в монастырь уже превосходят возможности самого монастыря. Кроме того, обращения поступают от родителей из вполне благополучных семей.
За годы с момента восстановления монастырь сильно переменился – из разрушено места он превратился в один из уникальных уголков православного мира! Заново построены 8 храмов, 5 жилых корпусов, вокруг монастыря возведены функциональные стены — здания, в которых находятся детский приют и школа, гостиница пекарня, монастырские магазины, рукодельные мастерские, чайная, выставочный зал, помещение под музей.
Сейчас в обители есть швейная, керамическая и мозаичная мастерские. Сестры обучаются пению на клиросе, колокольному звону. Имеется небольшая монастырская ферма и огород. Сестры сами пекут хлеб, делают сыр, творог, масло. А в лесу изобилие грибов, ягод и лекарственных трав.
В монастыре радушно принимают паломников и гостей. Действует паломническая служба «Сольба», разработаны программы поездок. Сестры проводят экскурсии по монастырю. По субботам и воскресеньям устраиваются лекции, беседы, интересные встречи, организуются просмотры православных фильмов. В монастырь регулярно организуются паломнические поездки из Москвы и других городов России.