НАШЕ ТОРЖЕСТВО!

Сегодня, 4 февраля — день празднования памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Новомученики — это настоящие герои, легенды и непобедимые воины Христа. Подвиг Новомучеников – это неиссякаемый источник вдохновения для делания в духовной жизни. Ведь можно воспринимать их жизнь как некое сказание, а можно стараться подражать им и пытаться жить так, чтобы каждый Новомученик стал родным. 80% канонизированных святых Русской Поместной Церкви — Новомученики и Исповедники прошлого столетия, поэтому наша Поместная Церковь в этот день справедливо торжествует и радуется, прославляя своих святых.

Чему можно научиться у новомучеников?

  1. Память смертная: 
    Первое, что отличает Новомучеников Российских от многих современных христиан – это ежедневная готовность умереть. В начале ХХ века православный народ вернулся к апостольской и святоотеческой практике частого Причащения. Потому, что каждый день мог стать последним. В любой день пули могли оборвать жизни тысяч христиан. Можно проверить, есть ли у меня стремление к этой готовности? Если была бы, то при первой же возможности я должен был бы быть на Божественной Литургии стоять перед Чашей с Дарами. Если же я думаю, что мне некуда спешить, ведь, сегодня много домашних дел, в храм схожу воскресенье или на праздник, значит я просто не верю в то, что сегодняшний день может стать для меня последним. И в таком случае Литургия не будет занимать первого места в моей жизни. 
  2. Мужество в борьбе со страстями: 
    Мы удивляемся и восхищаемся, как Российские Новомученики своим мужеством одолели диавола. Из этого мужества мы можем черпать силы для борьбы с собственными страстями. Ведь пролитие крови начинается с мученичества безкровного, когда христианин ежедневно вместо собственной воли побуждает себя творить волю Божию. Хочу осудить – лучше умереть, но не согрешить. Хочу обижаться – но вместо обиды лучше умереть, но простить. Хочу жить по духу мира сего – но должен сопротивляться. То есть, безкровное мученичество в ежедневных тесных обстоятельствах может хоть и отдаленно, но все-таки способствовать приобщению к подвигу новомучеников. 
Фреска новомучеников в стенах Сретенской Семинарии

Не вознестись по фарисейски

Несомненно, что причины революции и последующих гонений на Русскую Церковь – это охлаждение в вере внутри самого православного народа. Ещё за 7 лет до начала гонений священномученик Серафим (Чичагов) предсказывал начало кровопролития, видя отсутствие благочестия у духовенства и у мирян. И можно проследить, что в первые века гонения на христиан были вызваны их горячностью в вере, а во времена после императора Константина гонения попускались Богом за холодность в вере. 

И вот, осознавая тот факт, что гонения были попущены по причине равнодушия к вере и отсутствия подлинного благочестия, к нам может прокрасться мысль, подобная той, что была у фарисея в евангельском отрывке, читаемом в этом году в день памяти Новомучеников: «мы же то, не такие, как они». Внешне у нас, сейчас духовной подъем, строятся храмы, воскресные школы и так далее… Но ход мыслей фарисея крайне опасен. Ведь всегда, после того, как задирается нос следует вразумление. Вспоминается евангельские слова Христа о падении Силоамской башни: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13). 

Безопасный ход мыслей был именно у мытаря, бившего себя в грудь и повторявшего «Боже, буди милостив ми грешному». Если наш народ будет осознавать то, что мы никуда не лучше русских христиан начала ХХ века, то, возможно, беда кровопролитных гонений может и миновать. Ведь, когда человек (или народ) знает, что он хуже другого, то у него есть возможность стремиться к собственному изменению. А когда он самодоволен – стремиться уже не к чему. Поэтому, фарисейское самодовольство — это шлагбаум на пути к святости. Все, приехали, ведь я уже свят… 

Поэтому, если народ вместо осознания своей греховности будет кичиться тем, что, мол, у нас сейчас есть повод для гордости, так как мы живем во времена духовного подъема,- Господь может все это быстро проверить, попустив гонения, которые очищают Церковь от гордости и превозношения. 

Год столетия начала гонений на Русскую Церковь накладывает некоторую ответственность. Сегодня гонения совершаются в Сирии и Ираке, Йемене, Саудовской Аравии, Афганистане, Пакистане и в любой момент эта волна может докатиться и до России. 

Храм новомучеников и исповедников Церкви Русской — фреска над алтарем

Возмездие новомучеников
Как-то на библейском занятии изучали интересный отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея о том, как Господь обличал фарисеев за лицемерие при строительстве гробниц пророков. Поскольку с толкованием этого эпизода практически никто не был знаком — до разъяснений свт.Иоанна Златоуста участники пытались сами понять о чем здесь речь. 

Казалось бы, противоречие: если строить гробницы пророкам — дело доброе, то за что Христос порицал фарисеев? Если же фарисеи осуждают дела своих отцов, то почему удостаиваются нареканий от Господа? Если же дела своих отцов-убийц они одобряют, то, каким образом они идут против своей же идеологии, сооружая памятники пророкам? Ответ святителя Иоанна: данные памятники строились фарисеями как трофеи, как память не об убитых, а о самих убийствах. Кто-то сразу не понял. Родился следующий пример: если бы какой-нибудь современный глава компартии решился построить памятник святым Царственным Страстотерпцам или новомученикам, то, наверное, возникла бы ситуация, идентичная евангельской. И появились бы теже вопросы: как совместить неосуждение репрессий и возведение памятника жертвам этих же репрессий? Христос же осудил их не за само строительство, а за лицемерие, с которым они это делали. Надо же,лицемерия в них было столько, что даже хватило для того, чтобы внешне преодолеть причастность собственной идеологии. 

Далее разговор перешел в русло памяти новомучеников в контексте сего отрывка. Пришли к таким мыслям: раньше наша Поместная Церковь почитала 450 русских святых. Сейчас к ним добавилось 1800 новомучеников, т.е. 4/5 русских святых — убиенные за Слово. В ХХ веке они отрядами шли на Небо в подпрестольные обители мучеников. То, что убиенные за Слово мученики назодятся под Престолом Бога и молятся о возмездии за невинно пролитую кровь, мы знаем из 6-й главы Апокалипсиса. Следовательно, дерзнем предположить, о чем в 1930-40-е годы молились 80% русских святых. И именно в день празднования их памяти, 22 июня 1941-го, оно началось… 

Новомученики явно не желали, чтобы храмы закрывались. Процесс закрытия церквей приостановила именно война. 25-26 стихи о вымытых чашах, той же главы Евангелия от Матфея — как причина революции. А сюжет о строителях гробниц — как то, что происходит после нее. 
Сегодня некоторые христиане умудряются губами целовать иконы с изображениями Новомучеников, а в сердце оправдывать коммунизм, как будто бы он тут как бы и ни причем. Вот вам и чаша, вот и гробы, вот и украшенные гробницы. В первом как в двадцать первом.

НЕКОТОРАЯ СТАТИСТИКА: 
— общее количество православных, подвергнувшихся различным гонениям – более 100 млн. человек; 
— пострадавшие за Христа от 500.000 до 1 млн. человек (из них 320.000 священнослужителей); 
— в начале ХХ века наша Церковь почитала 450 русских святых. Сейчас к ним добавилось 1800 новомучеников, т.е. 4/5 русских святых — убиенные за Слово; 
— в 1937 году было арестовано 136 900 священнослужителей, из них уничтожено около 85. 300 расстреляно; 
— в 1938 арестовано 28. 300, расстреляно 21. 500; 
в 1939 арестовано 1500, расстреляно 900; 
— в 1940 арестовано 5400, расстреляно 1100; 
— в 1941 арестовано 5100, расстреляно 1900; 
— к 1939 году из 60.000 храмов (действующих в 1917 г.) незакрытыми остались только около 100 церквей; 
— к 1939 г. на свободе оставалось только 4 архиерея.

Автор — Антоний Дулевич

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest