Сегодня, 23 октября, Православная церковь празднует память Преподобного Амвросия Оптинского (в миру Александр Михайлович Гренков). Он родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в большой благочестивой семье Михаила Федоровича и Марфы Николаевны Гренковых. Его дедушка был священником, отец — пономарем. Свое имя он получил в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Мать, Марфа Николаевна, занималась воспитанием своих детей, а их было восемь человек. В их семье жили ещё дед и бабушка. Рос Александр ребенком активным, умным, добрым и подвижным. Когда ему исполнилось 12 лет, родители отдали его в Тамбовское духовное училище, по окончании которого он стал одним из лучших учеников. В 1830 г. юный Саша Гренков поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где так же хорошо учился, а живой, веселый нрав и красноречие сделали его душой компании среди однокурсников. Проявленные способности и таланты, его энергичность и легкость общения дали повод пророчить ему блестящее будущее и безбедную жизнь. Но за год до выпуска Александр тяжело заболел. Шансы на излечение были очень малы, и он дал обет уйти в монастырь, если выздоровеет. Постепенно болезнь прошла, Александр закончил семинарию, и, хотя всегда помнил о своем обете, не сразу смог оставить мирскую жизнь.
Сначала он полтора года пробыл домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем в 1838 г. занял должность наставника духовного училища в г. Липецке. Так сам старец рассказывал об этом периоде своей жизни: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлять своей словоохотливости… Придешь домой — на душе неспокойно; и думаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда — совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года».
Летом 1839 г. Александр со своим другом П.С. Покровским отправился в Троице-Сергиеву лавру. По дороге они заехали в Троекурово, чтобы посетить известного затворника отца Илариона и спросить у него совета, касаемо дальнейшей своей жизни. Святой старец принял их и дал Александру Михайловичу указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». Во время горячей молитвы у мощей святого Сергия Радонежского, прося благословения на новую жизнь, Александр испытал ощущение приближающегося необъятного счастья при становлении на указанный путь. Но по возвращении в Липецк привычек своих не оставил. Так в один из шумных и веселых вечеров, находясь в центре внимания, Александр вспомнил вдруг свой обет, вспомнил все, что почувствовал в лавре, наказ о. Илариона и, обуреваемый сомнениями, к утру твердо решил ехать в Оптину. А чтобы не поддаться уговорам родных и друзей, он очень скоро отправился туда тайно, не предупредив даже начальство и уже из Оптиной доложил Тамбовскому архиерею о своем намерении.
В Оптиной пустыни он стал учеником великих старцев — Льва и Макария. В 1842 г. Александр принял монашеский постриг с именем Амвросий (в честь святителя Медиоланского Амвросия), в 1843 г. был рукоположен во иеродьякона, в 1845 г.- в иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи отец Амвросий сильно простудился, и осложнения болезни были таковы, что он уже никогда не смог излечиться от них полностью. В 1846 г. состояние его здоровья настолько ухудшилось, что его вывели за штат. Он с трудом передвигался не выносил холода и сквозняков, страдал от испарины, ел только жидкую пищу или перетертую в очень малом количестве. Но он нисколько не скорбел о своем здоровье, а напротив, принимал это как необходимость для своего духовного развития. Своим ученикам он говорил так: «Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться», «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
На послушании старцу Макарию состояние здоровья преподобного Амвросия никак не отразилось, было усердным и беспрекословным до каждой мелочи. Отец Макарий наставлял своего ученика во всем и со временем стал сближать отца Амвросия со своими духовными чадами и в миру, и в братии. Таким образом он готовил себе приемника, и после того, как в 1860 году отец Макарий преставился, преподобный Амвросий постепенно принял на себя труд старчества. В своей келье каждый день на протяжении 30 лет он принимал огромное количество народа, никому никогда не отказывал, его таланты красноречия преобразились, наполнились во время служения в Оптиной пустыни, и он находил доброе слово наставления для каждого сердца, искавшего утешения и ответов.
Его день начинался в четыре или пять утра, он звал к себе келейников для чтения утреннего правила, затем молился один. В девять утра начинался прием, сначала он принимал монашествующих, затем мирян. В два часа он скудно обедал и оставался в келье один на час или полтора. А затем до самой ночи продолжался прием. В одиннадцать часов вечера совершалось вечернее правило. До отца Амвросия никто из старцев не принимал в своей келье женщин, он же не только их принимал, становился духовным наставником, но и основал женский монастырь рядом с Оптиной пустынью — Шамординскую пустынь.
Преподобный Амвросий обладал прозорливостью, дарами умной молитвы, даром исцеления и чудотворения. Многим он являлся на расстоянии для отведения беды или для исцеления. Его любовь к ближним и его мудрость притягивала людей со всего света.
Умер преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской пустыни. Тело его было перенесено в Оптину под моросящим дождем и ни одна свеча, окружавшая гроб не погасла. Тело старца было предано земле 15 октября, именно в этот день за год до этого старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». И после смерти к его могиле стекалось огромное количество народа, с прошением о молитвах его перед Господом и помощи в бедах и скорбях.
Двадцатый век стал временем тяжких испытаний для нашей страны. Как и многие монастыри, Оптина пустынь была разорена и закрыта. Сначала там был музей, потом дом отдыха им. Горького, потом концлагерь, а во время Великой отечественной войны — госпиталь. В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви советским правительством. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия.
От его мощей и по сей день происходят многие чудеса и исцеления, множество паломников приезжают со всего мира, чтобы поклониться ему и попросить его заступничества перед богом. И также, как при земной жизни, для каждого он находит слово утешения и наставления!
Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5
Яко к целебному источнику, / притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, / ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, / молитвами от бед и напастей охраняеши, / в телесных и душевных скорбех утешаеши, / паче же смирению, терпению и любви научаеши; / моли человеколюбца Христа / и Заступницу усердную // спастися душам нашим.
Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2
Завет Пастыреначальника исполнив, / старчества благодать наследовал еси, / болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе. / Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: / отче святый Амвросие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских, глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.
Кондак Собора преподобных старцев Оптинских, глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.