С 30 ноября по 2 декабря 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве прошел Первый Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви.
Регент хора движения «Православные Добровольцы» Анна (после участия в таком крупном мероприятии теперь только Юрьевна) Голик поделилась искренними впечатлениями и живыми эмоциями от трехдневного погружения в певчий мир:
«За три дня Первого Международного съезда Регентов и певчих Русской Православной Церкви я почерпнула очень много. Иногда даже ловила себя на мысли, что само нахождение с этими людьми (певчими) делает меня чуточку умнее. На Съезд приехали регенты из разных епархий, ставропигиальных монастырей и даже из зарубежных приходов (Белоруссия, Украина, Польша, Румыния, Австрия, Франция). Сидишь и смотришь: эта девушка регентует в регентской школе Барнаула, мужчина — в Екатеринбурге хором духовенства, другой — в кафедральном соборе Парижа, следующий человек — держатель огромной нотной библиотеки, и его фамилию знает каждый второй певчий (Валяев, если вдруг вы не каждый второй певчий). В эти моменты совершенно не понимаешь, как ты здесь оказался.
По сути, Съезд начался 29 ноября вечером, когда у нас была первая спевка. Она проходила в бывшем здании кинотеатра при гостинице «Университетская». Регентом сводного хора делегатов назначили Алексея Пузакова (он дирижирует Синодальным хором в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке). Профессионал с большой буквы. Не понять его жесты и указания можно только при полном одновременном отсутствии слуха и зрения. Все очень деликатно, спокойно и понятно. Особенно поражает, что при всех своих заслугах он довольно скромный человек и никогда не говорит что-либо властно или надменно. Даже замечания от него приятно получать. В общем, петь под руководством такого регента — одно удовольствие.
Мы довольно быстро охватили практически весь объём песнопений предстоящей Литургии и в предвкушении открытия Съезда отправились спать: кто — домой, а кто — в гостиницу.
Следующие два дня состояли из последовательных лекций с перерывом на обед и чай. Также, проводились мастер-классы регентов, которые представляли собой разные техники и школы дирижирования: Питерскую, Киевскую и ту Русскую, которая сохраняется в зарубежных приходах. Под их управлением пел сводный хор певчих нескольких храмов Москвы. Мне тоже посчастливилось петь в этом хоре (пригласила знакомый регент). Безусловно, это невероятно заряжает! Хочется развивать себя, идти вперёд, двигаться в деле управления хором, наблюдая, как делают это профессионалы, и перенимая этот опыт самым непосредственным образом.
В первый же день, помимо прочего, я участвовала в съемках программы «Твое дело» телеканала «Спас». Самое первое интервью о Съезде я давала еще до его официального начала — в этом заключалась некоторая сложность. Но все прошло хорошо, ведь мне нужно было только рассказать, почему я участвую в этом мероприятии и как стала регентом. О своем хоре и всех датах наших служб я могу рассказать всегда и везде (даже если меня разбудят посреди ночи). С Божией помощью интервью удалось!
Мне очень понравилось, что на Съезде поднималась тема воцерковленности хоров. Признаться, я боялась, что атмосфера первого дня будет полна вычурности и надменности (к слову о бревне в моем глазу), что нельзя будет ни с кем поговорить и даже спросить какие-то простые вещи. Но то, что я увидела и услышала, полностью изменило мое представление о современных руководителях клироса. Изменило в лучшую сторону. Мне очень понравилось, что участники поднимали тему воцерковленности хоров. Каждый, кто готовил доклады и мастер-классы, говорил, что важно уделять внимание тексту песнопений, что главная задача хора – это донести до людей текст (!) посредством музыки. Звучали слова и о том, что можно считать грехом, если человек отвлекается от молитвы по причине излишне мудреной (или даже красивой) музыки.
Владыка Амвросий, ректор СПбДА, открывал Съезд, приводя в начале своего вступительного цитаты Святых Отцов о божественном начале клиросного служения — эти слова до сих пор в памяти.
Докладчики затрагивали совершенно разные темы. Многие говорили о необходимости цензуры авторских песнопений, о сохранении традиций духовного пения, о воцерковлении неверующих певчих, пришедших петь в храм из разных музыкальных вузов. Кстати, этот вопрос поднимал и Святейший Патриарх Кирилл на открытии второго дня Съезда. Почти прямым текстом он сказал, что хотел бы наложить на регентов ответственность по катехизации таких клирошан. Из этого следует необходимость регентам быть и миссионерами. Все-таки мы церковнослужители. Кроме того, Патриарх объяснял, почему нельзя менять гласы, которые являются ядром церковной музыки, говорил о сохранении Синодального осмогласия (определенного напева гласов). Также, (эта мысль мне очень понравилась!) деление на правый и левый хоры должно быть только по местоположению в храме, а само пение должно быть равным по уровню в двух хорах.
Логичным продолжением были доклады владыки Илариона и игумена Силуана (Туманова). Владыка разбирал такие нюансы службы, как различие громкости и динамики Херувимской песни до Великого входа и после него. Я не знала, что традиция петь «Яко да Царя» громче и быстрее взялась не из Типикона, а из эпохи помпезности, когда музыку для Церкви писали светские композиторы. Отец Силуан ставил акцент на важности частого причащения регента и певчих, а также диалога настоятеля и регента. «Желаю каждому регенту найти своего настоятеля» — так он закончил свою речь.
За время всего Съезда я заметила потрясающую вещь — мы постоянно вместе что-нибудь пели. Начиная от «Царю Небесный» перед началом каждого дня и спевки, «Отче наш» перед едой и «Достойно есть» в конце заседаний дня и заканчивая многочисленными многолетиями Патриарху и организаторам Съезда, а также разнообразным участием в пении на заседаниях и службе. Вот представьте! Батюшка из Румынии рассказывает о византийском пении и румынской традиции и говорит: «Сейчас я вам спою два разных напева — старый и более современный. Держите исон». И весь зал действительно держал исон (это «мычание» одной ноты во время исполнения другим голосом основной мелодии), а батюшка пел. Получилось очень здорово!
Ещё всех поразил эпизод, когда во время мастер-класса второго дня от отца Александра Кедрова (внука о. Николая Кедрова-отца) матушка Варвара Волкова объявила, что следующее песнопение будет петь не только московский хор, но и весь зал! Всем раздали ноты, а регентование протодиакона проецировали на большой экран. Мы пели «Отче наш» Кедрова-отца, достаточно известное произведение в певческих кругах. Отец Александр объяснял нам, какой именно смысл вкладывали его дед и отец в это песнопение. Он говорил: «Вы только подумайте, какие это смиренные слова нашего Спасителя. Нужно их петь очень благоговейно». Надеюсь, что никогда не забуду этого урока!
Ну, а Литургия с Патриархом Кириллом – это что-то невероятное! Подобного я не испытывала раньше. Стояла и не могла понять, что со мной происходит. Это не эйфория или какая-то сильная эмоция. Это совершенно другое. Я чувствовала себя в своей тарелке на все сто процентов. Как будто я и должна была оказаться в Храме Христа Спасителя в этом огромном хоре регентов. Простите, у меня нет других слов — невозможно легко описать.
В итоге, я увидела Первый Международный Съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви сразу с нескольких сторон: как делегат, как участник мастер-классов и как друг волонтеров, помогающих на мероприятии.
Очень благодарна всем докладчикам и потрясающим людям, которые приехали на этот Съезд и украсили его своим пением!
Низкий поклон игумену Петру (Еремееву) за его любовь ко всем, протоиерею Александру Агейкину за покровительство проведению мероприятия и помощь лично мне, матушке Варваре Волковой за терпение и способность быть одновременно сразу в нескольких местах и Максу Соколову, который просто молодец».
Напоследок добавим один из метких комментариев Ани о прошедшем Съезде: «От концентрации профессионализма можно умереть!»