Вознесение Господне

Вознесение Господне

Пасхальные торжества продолжительностью в сорок дней подходят к своему завершению, ознаменованному двунадесятым праздником, — Вознесением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Как мы знаем, по Своем Светлом Воскресении Спаситель более не пребывал в постоянстве с учениками Своими, изредка лишь являясь к ним для укрепления веры в сердцах апостольских и исполнения Сыном Божиим предначертанного Его Отцом замысла о человеческом спасении. Однажды, «когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк. 24:36-40). В сем отрывке из Евангелия от Луки мы находим удивительные слова «Это Я Сам». Этими словами Жизнодавец показывает, что Он, хотя и воскрес тридневно от гроба, но Сам еще пребывает в мире сем и не просто пребывает, но Своею честною плотью. Понимая то, что ученики Его, ввиду возобладания в них человеческой природы, которая пребывает в сомнении, не воспримут всерьез слова, Им произнесенные, Господь приводит им два доказательства. Первое из них заключается в словесности: «осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39), второе — в материальности: Божественный Учитель просит у них поесть, и они дают Ему рыбу и сотовый мёд.

В продолжение Своего земного пути Христос много говорил избранным представителям народа израильского, коими были ловцы людей, то есть апостолы, о том, чему в действительности вскоре или по прошествии времени, но надлежит быть, тем самым как бы предуготовляя каждого из них к принятию умом и сердцем глаголов вечной жизни. Таковым актом подготовки явились и последующие за трапезой слова «вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44). И тут, хотя еще и не полностью, но все же приоткрывается завеса неведения: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), — сообщает нам апостол и евангелист Лука. Отныне друзья Господни, имея уши слышати, да слышат (Ин. 4:9): «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:46-47). Завершая Свою миссию на земле, Иисус Христос пророчествует о Сошествии Святаго Духа на апостолов: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49), затем, выведя их из города Вифании, благословил и в отдалении от них стал возноситься на небо.

Так произошло Вознесение Господне, которое мы ежегодно прославляем, велигласно воспевая: «Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение».

Праздник Вознесения Господня имеет множество смыслов. Об одном из них великий святитель Феофан Затворник пишет: «Силу Вознесения Господня святой Павел выражает так: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4:8). Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начало раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу — чистое сердце; имей руки, чем брать — веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся».

Соприкасаясь со священной историей Нового Завета, важно определенно понимать, что сошедший единожды Святой Дух есть не что иное, как то, с помощью чего каждый из нас, притекая в Церковь, соделывается частью единого организма,единой плоти, сердце которой — Христос Искупитель. Именно поэтому, для своего сердца и ума необходимо познать ту очевидную истину, что «мы не одни, мы не чужие, мы не несчастные «виды», возникшие неизвестно как. Каждый из нас — это не один из миллиардов людей; каждый из нас не только душой своею, но и телом связан с Господом и Спасителем», — говорит в своем слове Святейший Патриарх Кирилл. Эта, на первый взгляд, невидимая связь Бога с человеком, плоти Божественной и плоти человеческой происходит посредством вкушения хлеба и вена через таинство Святой Евхаристии.

Памятуя об искупительной жертве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по неизреченной любви Своей к человеческому роду, сошедшего в мир, лежащий во зле, днесь пребудем в блаженной радости о подлинной свободе, о ниспосланной возможности непрерывного богообщения через молитвенное предстояние, невольно преображающее наше естество, изменяющее привычную обыденность во спасение, воспламеняющее желание жить по заповедям Божиим.

Автор статьи наш доброволец Алексей Довнар.

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest