Пасхальные торжества продолжительностью в сорок дней подходят к своему завершению, ознаменованному двунадесятым праздником, — Вознесением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Как мы знаем, по Своем Светлом Воскресении Спаситель более не пребывал в постоянстве с учениками Своими, изредка лишь являясь к ним для укрепления веры в сердцах апостольских и исполнения Сыном Божиим предначертанного Его Отцом замысла о человеческом спасении. Однажды, «когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк. 24:36-40). В сем отрывке из Евангелия от Луки мы находим удивительные слова «Это Я Сам». Этими словами Жизнодавец показывает, что Он, хотя и воскрес тридневно от гроба, но Сам еще пребывает в мире сем и не просто пребывает, но Своею честною плотью. Понимая то, что ученики Его, ввиду возобладания в них человеческой природы, которая пребывает в сомнении, не воспримут всерьез слова, Им произнесенные, Господь приводит им два доказательства. Первое из них заключается в словесности: «осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39), второе — в материальности: Божественный Учитель просит у них поесть, и они дают Ему рыбу и сотовый мёд.
В продолжение Своего земного пути Христос много говорил избранным представителям народа израильского, коими были ловцы людей, то есть апостолы, о том, чему в действительности вскоре или по прошествии времени, но надлежит быть, тем самым как бы предуготовляя каждого из них к принятию умом и сердцем глаголов вечной жизни. Таковым актом подготовки явились и последующие за трапезой слова «вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44). И тут, хотя еще и не полностью, но все же приоткрывается завеса неведения: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), — сообщает нам апостол и евангелист Лука. Отныне друзья Господни, имея уши слышати, да слышат (Ин. 4:9): «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:46-47). Завершая Свою миссию на земле, Иисус Христос пророчествует о Сошествии Святаго Духа на апостолов: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49), затем, выведя их из города Вифании, благословил и в отдалении от них стал возноситься на небо.
Так произошло Вознесение Господне, которое мы ежегодно прославляем, велигласно воспевая: «Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение».
Праздник Вознесения Господня имеет множество смыслов. Об одном из них великий святитель Феофан Затворник пишет: «Силу Вознесения Господня святой Павел выражает так: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4:8). Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начало раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу — чистое сердце; имей руки, чем брать — веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся».
Соприкасаясь со священной историей Нового Завета, важно определенно понимать, что сошедший единожды Святой Дух есть не что иное, как то, с помощью чего каждый из нас, притекая в Церковь, соделывается частью единого организма,единой плоти, сердце которой — Христос Искупитель. Именно поэтому, для своего сердца и ума необходимо познать ту очевидную истину, что «мы не одни, мы не чужие, мы не несчастные «виды», возникшие неизвестно как. Каждый из нас — это не один из миллиардов людей; каждый из нас не только душой своею, но и телом связан с Господом и Спасителем», — говорит в своем слове Святейший Патриарх Кирилл. Эта, на первый взгляд, невидимая связь Бога с человеком, плоти Божественной и плоти человеческой происходит посредством вкушения хлеба и вена через таинство Святой Евхаристии.
Памятуя об искупительной жертве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по неизреченной любви Своей к человеческому роду, сошедшего в мир, лежащий во зле, днесь пребудем в блаженной радости о подлинной свободе, о ниспосланной возможности непрерывного богообщения через молитвенное предстояние, невольно преображающее наше естество, изменяющее привычную обыденность во спасение, воспламеняющее желание жить по заповедям Божиим.
Автор статьи наш доброволец Алексей Довнар.