Друзья, поздравляем всех с праздником Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
По окончании каждого общественного богослужения в храме верующие прикладываются ко кресту, выносимому из алтаря священнослужителем, но мало кто из нас доподлинно знает, какова была судьба величайшей святыни христианства, в честь которой Святая Соборная и Апостольская Церковь установила особенной торжественности празднование, именуемое Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
По описанию древних христианских историков, события двухсотлетней давности берут свое начало с вознамеревания императора Константина Великого воздвигнуть храм на горе Голгофе, где Искупитель греха человеческого поднял на Свои плечи ношу избавления всякого разумного творения от первородного преступления, совершенного Евой и Адамом. Во исполнение сыновнего благожелания матерь его Елена Равноапостольная отправилась в 326 году во град Иерусалим, где при участии святителя Макария Иерусалимского состоялись археологические раскопки, место которых определили, исходя из древнего обычая закапывать орудия казни неподалеку от места ее совершения. Крестные страдания Христа не стали исключением, и вскоре вкупе с Крестом Господним были обретены и два других креста, некогда использованные для распятия Благоразумного и Безумного разбойников.
Но если найти атрибуты казни Сына Божия еще явилось реальным предприятием, то с определением,на каком кресте был Распят Сын Человеческий, возникли затруднения, ввиду нахождения таблички с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» отдельно от найденного. Разрешение проблемы представилось вскоре возможным благодаря Божьему промыслу, явленному Патриарху. Его Святейшество отправился вместе с царицей Еленой в столичный город и повстречал делегацию, сопровождавшую одр с болящей женщиной, отличавшейся благочестивостью. Предстоятель стал поочередно возлагать на возлежавшую кресты, и от третьего прикосновения та исцелилась. Процессия, пополнившаяся уверовавшим во Христа народом, двинулась далее.
Патриарх Макарий, лицезрея несших для погребения тело умершего, снова начал возлагать один за другим кресты на усопшего, — и умерший воскрес от прикосновения того же Креста, который показал свою чудодейственную силу над болящей. Само-собой разумеется чудо исцеления, явленное дважды, не осталось без внимания народного, которое усилилось, укрепляя в сердцах видевших произошедшее и слышавших об этом веру во Единого Бога Отца Вседержителя и во Единого Господа Иисуса Христа. ПервоиерерхИерусалимский, возшедши на возвышение, поднял крест Господень, так чтобы все желающие могли узреть обретенную святыню, после в народе еще долго слышалось восклицание «Господи, помилуй!»
Впоследствии, в 614 году, Хозрой, царь персидский, во время войны с греческим императором Фокою, овладел Иерусалимом и его главной святынею, которая пребывала в плену персидском вплоть до 628 года — того момента, когда животворящее древо Креста Господня было возвращено преемником Хозроя, Сироесом, при заключении мира с императором Ираклием, на родину, где императором Константином уже был достроен храм Воскресения Христова.
Интересным и поучительным представляется повествование о возвращении Честнаго Креста в храм, из которого он был похищен. Тогдашний глава Иудейского государства вышел навстречу процессии, несшей святыню, в дорогих одеждах, но не успел тот достичь врат городских, как по научению Патриарха Зосимы, снял с себя знаки царского величия и пошел в смиренной одежде и босой. Как позднее было открыто двору, Ангел, возвещавший волю Божию, заметил, что великолепие несообразно с уничижением, в каком Господь шел Своим крестным путем.
Двунадесятый праздник, коим является Воздвижение Креста Господня в православной традиции, научает верных сынов и дщерей воинства Христова относится к кресту с достодолжным почтением, целовать его с «радостью и страхом: страхом греха ради, яко недостойнии суще, радостью же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость» (сн. 3 нед. Великого поста). Вместе с тем, самый обряд Воздвижения сопряжен с великим духовным смыслом, колеблющим страхом Божиим сердца людей и сотрясающим души человеческие от предвкушения грядущего исполнения Евангелия Царствия на земле. Являясь оружием против смерти, щитом от власти греха, крест служит уверением верных последователей учения Божественного Жениха в славном воскресении душ и вхождении в обетованные обители рая.