Ещё вчера народ праздновал малую Пасху, посещая храмы Божии в воскресный день, и ликовал, а уже сегодня Святая Соборная и Апостольская Церковь благословила полное воздержание от пищи, установив строгий пост. В голове невольно возникает вопрос: по какому случаю? Ответ мы ежегодно находим в церковном календаре за 11 сентября по новому, григорианскому стилю, отмеченном великим праздником Усекновения главы честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Событие, ныне нами воспоминаемое, восходит к далекому времени, когда на земле пребывал Своим человеческим естеством Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, прежде Себя пославший «глас вопиющего в пустыне», призывающий всех к покаянию: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). Так было положено начало общественному служению Иоанна Предтечи, кульминацией которого стало Крещение Сына Божия в водах реки Иордан, куда прежде входили все, кто чистосердечно испросил себе прощение и оставление грехов, соделавшись наследниками грядущего Царства. Неся на своих плечах миссию преуготовления к пришествию некогда обещанного Мессии, Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих (Мк. 1:6), лично демонстрируя приходящим к нему смирение и кротость, ибо ни в чем пророк не имел излишества, так что и ел он только акриды и дикий мёд.
Вкупе с добродушными призывами к покаянию, вызываемому у людей по причине приближения Царствия Небесного (Мф. 3:2), Креститель Господень дерзостно обличал сильных мира сего, среди которых были не только книжники, фарисеи и иные знатоки закона Моисеева, но и тетрарх Галилеи Ирод Антипа, не отличающийся подлинной христианизацией своей жизни. Как-то состоялся диалог между галилейским правителем и посланником Божиим, входе которого последний обличил первого в прелюбодеянии, выражающимся в греховной женитьбе сына царя Ирода Великого на бывшей супруге Ирода Филиппа II Иродиаде. О браке том Иоанн Предтеча говорил Ироду Антипе: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18), но тот не внял словам мужа праведного и святого и заточил его в темницу, ибо боялся убить Пророка по причине народного почитания.
Жизнь шла привычным для высокого двора чередом, но по наступлении дня рождения Ирода-правителя был закатан пир на весь мир, на который, вопреки обычаям Востока, попала дочь Иродиады, супруги виновника торжества, Саломея. На нем-то и случилось то, что с особым молитвенным бдением воспоминается днесь всеми нами. Неприглашенная падчерица стала танцевать для сластолюбца и возлежавших с ним и угодила главному зрителю, так что тот пообещал исполнить любое ее желание, вплоть до дарения половины царства. Не зная, чего просить, танцовщица вышла к своей матери и задала интересующий ее вопрос. Будучи озлобленной на обличителя супруга своего, прелюбодейка отвечала наивной дочери: «Головы Иоанна Крестителя» (Мк. 6:24). Как бы не печалился Ирод-царь относительно грядущей смерти Предтечи Божьего, в угоду собственной сластолюбивости и тщеславия ему пришлось отдать приказ оруженосцу, обезглавившему того, который крестил всех водою.
В этот великий день воспоминания того пира поразмыслим над жизнью аскета, названного Самим Христом Спасителем величайшим из рожденных женами (Мф. 11:11). Если вдуматься в глубинный смысл содержания Священного Писания, можно обнаружить интересное обстоятельство подвигоположничества Пророка и Предтечи. Иоанн Креститель явил себя людям почти пред самым пришествием Христа к народу и сразу приобрел славу и почет, поначалу мешавший осуществлению коварных планов семейства, зиждущегося на прелюбодеянии, и все бы ничего, но вскоре сие всеобъемлющее почитание стало терять бывалую силу, в особенности среди учеников святого. Один за другим они уходили, чтобы следовать за Иисусом, оставляя своего учителя, говорящего в темнице о своем умалении ради вознесения Того, через которого все начало быть, что начало быть (Ин. 1:3). Современный человек, пребывающий в мире, лежащем во зле (1 Ин. 5:19), давно бы озлобился на того, кто «отбирает» у него единомышленников, друзей, стал бы роптать на ближнего своего, мгновенно получившего статус неприятеля. Но это современный человек, а то история Нового Завета, история судьбы подвижника, имеющего необычайное смирение и всецелое полагание на волю Божию, столь полное, что в его сердце нет места греховному пороку. Единственное, чем горит его сердце, лишенное хотя бы элементарной поддержки духа, это желанием узнать о том, действительно ли Крещаемый им в иорданских водах есть Христос. И услада для души приходит к изолированному от общества от Сына Божия, открывшего Себя не собственным словом, но цитированием ранее писанного свидетельства в ветхозаветной книге пророка Исаии.
Личная драма земной жизни Пророка разрешилась там, в темничном заточении, оставив нам, христопоследователям XXI века, непреходящую истину о ненапрасности произошедшего. Многие, идущие путем Христовым, были умерщвлены самыми различными, подчас изощренными способами. Но, чтобы не пришлось претерпевать мучаемым, они твёрдо стояли в вере, они немолчно исповедали веру во Сына Божия, они умирали с радостью за Того, Который умер за всех и каждого из нас. Сегодня по-прежнему на планете Земля бушует чума недовольства овцами стада Пастыря доброго (Ин. 10:11), выражающаяся как в духовном, так и телесном уничтожении пшеницы и всяческом насаждении плевел. Верных чад Божиих истребляют физически, а если отсутствует секира сильных мира сего, то дехристианизация действует через науку и образование, культуру и искусство — все области научного и ненаучного знания, так или иначе затрагивающего умы и сердца человеческие.
Памятуя о богоугодной жизни и славной кончине честнаго Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, сталкиваясь с любыми трудностями, да возымеем молитвенное горение ко Господу, укрепляющему делателей жатвы Своей, чтобы и нам иметь силу воли претерпеть все ухищрения недоброжелателей, сохранить мир душевный и войти по восшествии на Небо в радость Сладчайшего Иисуса.