Бога не видел никто никогда;
Единородный Сын,
сущий в недре Отчем,
Он явил.
Ин. 1.18
В первое воскресение Великого поста Православная церковь отмечает праздник Торжества Православия. Давайте вместе вспомним историю этого важного события.
Торжество Православия было установлено в IX веке в Греции в знак победы над иконоборчеством. До VIII века учение о почитании икон, основанное на Священном писании и утвержденное обычаем первых христиан, оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась и за ее пределами. Это были темные страницы истории нашей Церкви и христианства в целом. В течение целого века христиан, которые боролись за право изображать на иконах Иисуса Христа, Богородицу и святых, а также молиться им перед иконами, заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. В этот период безжалостно уничтожались художественные произведения о христианстве, сжигались иконы, украшавшие стены храмов мозаики и сбивались фрески. Печальную известность получило уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. В житии Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, есть такие строки: «…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».
В 787 году был созван Седьмой Вселенский Собор, закрепивший иконопочитание. Наступило ослабление гонений, но лишь середине IX века, после Константинопольского собора 843 года, христиане были освобождены из темниц и заточения, а иконоборцам было предложено или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая императрица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”
Православие было торжественно восстановлено на праздничной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. По словам историка русской церкви Карташёва, в византийской летописи это событие описано следующим образом:
Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.
И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.
И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими при нём тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.
Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования (отлучения) лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие прегрешения перед Православной церковью.
Митрополит Сурожский Антоний на одной из служб в день Торжества Православия обратился к прихожанам с такими словами: «Мы празднуем сегодня день Торжества Православия, но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас…»