28 июля Русская православная церковь чтит память Святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси, и вместе с тем отмечает праздник – День крещения Руси.
Владимир Красно Солнышко
Родился князь Владимир, впоследствии прозванный в народе «Владимир Красно Солнышко», около 960 г. и был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком равноапостольной княгини Ольги. Мать Владимира, Малуша, была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым, умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
Малуша
Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, закоренелому язычнику, который против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни, с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжества, отправила Малушу на свою родину, в весь, неподалеку от Выбут, где Владимир и был рожден. Вскоре княгиня Ольга забрала его у матери и стала воспитывать при своем дворе в Киеве.
Новгородский князь
Незадолго до похода на Дунай, ставшего для него последним, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы по совету Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так, Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.
После гибели Святослава (около 972 г.) его сыновья стали княжить в своих землях самостоятельно. Через несколько лет между старшими Ярополком и Олегом разгорелся конфликт, который разжег войну между всеми братьями. Олег пал при отступлении в битве с Ярополком, а Ярополк же был предан своим приближенным, неким Блудом, вступившим в сговор с Владимиром, и погиб от мечей его воинов.
Убежденный язычник во главе державы
Так, не достигнув и 20-ти лет, Владимир становится единодержавным князем Руси. Затем он осуществил несколько военных удачных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгар, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Владимир был убежденным язычником, он устроил на холме возле своего дворца в Киеве настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. В 983 году, после победы над ятвягами, князь Владимир «пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и принесем в жертву богам». Был тогда варяг один Феодор, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы (Десятинная, которую построил Владимир). И был у него сын Иоанн, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти диавола. Ибо не терпел его диавол, имеющий власть над всеми, а этот был ему, как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а просто дерево — нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же один. Ему служат греки и поклоняются; Он сотворил небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли двор… и так их убили. И не ведает никто, где их положили…». Эти варяги-христиане стали первыми в Русской земле мучениками за веру. Произошло все в период, когда в государстве назревала духовная война. И это событие заставило задуматься Владимира об истинности язычества.
Философы о религиях
За религиозной жизнью на Руси пристально следили те, кто так или иначе был связан с Русью и потому заинтересован в духовном ее развитии: православные греки на юге, Римская Церковь на западе, мусульмане Волжской Болгарии, иудаисты Хазарии на востоке. Князь Владимир созвал в Киев, матерь городов русских, представителей этих вероучений, желая как можно больше узнать о каждой из них.
В 986 году, по данным летописи, «пришли болгары магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима… пришли хазарские евреи… затем прислали греки к Владимиру…» И все проповедали свое. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы. Выслушав рассказ православного философа о Боговоплощении, князь задал такой вопрос: «Зачем родился Он от Жены, был распят на древе и крестился водою?» Эти вопросы чрезвычайно ценны: в них отражается то, что более всего интересовало русских людей того времени в Священной истории и учении христианства.
«Через жену, — отвечал на первый вопрос философ, — была первоначальная победа диавола, так как через жену был изгнан Адам из рая; через Жену же воплотившись, Бог повелел верным войти в рай». На второй вопрос дан ответ: «А на древе был распят потому, что от древа вкусил Адам и из-за него был изгнан из рая, и древом жизни спасутся праведные». В связи с третьим вопросом говорилось, что «обновление водою» совершилось, с одной стороны, потому, что водою Бог «потопил людей» при Ное. «Потому-то и сказал Бог: «Водою погубил Я людей за грехи их, теперь вновь водою очищу от грехов людей — водою обновления». Ибо первой была сотворена вода; сказано ведь: «Дух Божий ношашеся верху воды», потому и ныне крестятся водою и Духом».
«Когда апостолы учили во всем мире веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их». От философа узнал князь и о Страшном Суде: «Установил же Бог и день единый, в который, сойдя с небес, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведникам — Царство Небесное, красоту неизреченную, веселие без конца и бессмертие вечное; грешникам же — мучение огненное, червь неусыпающий и мука без конца. Таковы будут мучения тем, кто не верит Богу нашему Иисусу Христу; будут мучиться в огне те, кто не крестится». И сказав это, философ показал Владимиру занавес, на котором было изображено судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево — грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру же запала на сердце мысль эта, и сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнать о всех верах.
Десять добрых и смышленых мужей
Отпустив греческого посла с дарами, князь Владимир собрал своих старшин и бояр на совет. На этом высшем государственном совете Руси дружина, бояре и старцы во главе с князем Владимиром перед окончательным выбором веры (а значит, всего будущего духовного пути земли Русской) в качестве решающего рассматривали вопрос об образе богослужения ислама, западного христианства и Православия. И было решено отправить послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Вернувшись, послы поведали обо всем, что видели они в разных странах, но больше всего их впечатлило праздничное богослужение в Византии, в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. «Поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние диаконов и рассказав им о служении Богу своему», то есть пояснив общий смысл богослужебной символики. «Не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». Так было принято историческое государственное решение о крещении Руси.
Велик Бог христианский
В то время в Византии начались беспорядки и мятежи. Императоры-соправители Константин и Василий II обратились к Владимиру за помощью. Тот согласился, но потребовал взамен руки сестры императоров — Анны. Был заключен договор, согласно которому в 987 или начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь. Но императоры не спешили выполнять условия договора. Тогда, возмущенный греческим лукавством, князь Владимир двинул войска на Корсунь, древний греческий город Херсонес и захватил его. Из взятого города в Константинополь был направлен грозный ультиматум: «Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И в Константинополе вынуждены были его принять. А сама Анна плакала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая смерть такому супружеству. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста ее братьев Василия и Константина: «Может быть обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Воля Господня да будет.» И послали ее морем в корабле со архиереем (митрополитом) Михаилом, со священниками, и клиром, и многими святыми мощами и другими святынями.
Но царевну Анну в Херсонесе ожидала невеселая новость. Ее жених, князь Владимир, «по Божию устроению… разболелся глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица (так называет летопись Анну) сказать, чтобы он крестился скорей» («если же не крестишься, то не избежишь недуга своего»). Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царицыными попами, огласив, крестили Владимира, «нарече ему имя Василий. Бысть же в крещении его чудо, подобное оному, еже в Дамасце на Савле, Церковь Божию гонившем, егдабо Владимир ослеплен сыйочима, вниде во святую купель, а епископ по чину крещения возложи на него руку, абие отпаде от очес его слепота яко чешуя, и прозре, и прослави Бога, яко приведе его в истинную веру». «Теперь узнал я истинного Бога», — в веселии и радости воскликнул великий князь, почувствовав свое исцеление. Видев чудо, крестилась и вся дружина его.
Крещение Руси. Ниспровержение идолов
Вернувшись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них, идол Перун, был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр.
За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия Крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».
В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.
После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве, влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае.
Погребение святого князя
Двадцать восемь лет княжил святой Владимир в земле Русской после своего крещения и тридцать три года восседал на престоле Киевском; преставился же он 15 июля 1015 года, ночью, в селе Берестове. Тело святого князя было положено в мраморную раку, и, горько оплакиваемый всем народом, был погребен в Десятинном храме.
Подвиг святого Владимира для Русской Православной Церкви
Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, – до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным патриархатом в диптихе православных автокефальных церквей.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
Солнце, пробившееся через тьму веков, пороков и заблуждений
Сложно описать словами всю значимость свершившегося в 988 году события! Сложно объять разумом всю силу личности князя Владимира! Отлученный от матери, рано лишившийся отца, многоженец, блудник, братоубийца и язычник – находка для современных психологов и тысячи тем для диссертаций. Он воспевал своих языческих богов и приносил им дары и жертвы. Он с малых ногтей рос в военных походах, смерть людей и кровавые побоища – частый пейзаж его будней. И, казалось бы, что такое смерть двух мужчин, сына и отца, отказавшегося отдавать чадо в жертву деревянному идолу и зарубленных своими же согражданами. Всего два человека. Всего два человека, но с именем Христа на устах, смогли тронуть его сердце. Сколько сомнений одолевало его разум и как тщательно, с каким попечением и заботой он принимал решение в выборе веры! И как сильны были молитвы его бабушки, посеявшей росток, проросший к свету. И как этот свет его преобразил! Сколько любви в нем оказалось! Любви к Господу и любви к ближнему. При нем и после Христианская вера распространялась проповедями, беседами, просвещением. Не мечом, но любовью крещена была Русь! Вот уж действительно, Солнце, пробившееся через тьму веков, пороков и заблуждений.
Святой равноапостольный Великий Князь Владимир – великий князь, мудрый правитель, доблестный воин, пример невероятного преображения верой, ревностный христианин и наш духовный родоначальник, заложивший несокрушимый духовный фундамент нашего государства!
Материал подготовила Ольга Радаева.