Даже не сравнивая интеллектуальные способности в полюбившейся добровольцами рубрике «#ПравославныйЭрудит», почти каждый из нас знает, что весьма ограниченное число святых угодников Божиих удостаивались великой милости Создателя в сподоблении их лицезрения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В истории Русской Церкви, наряду с игуменом земли Русской Сергием Радонежским, «теплую Заступницу мира холодного» воочию созерцал и преподобный Серафим Саровский, молитвенное прославление которого и совершает сегодня, 1 августа, вся полнота Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Прохор Мошнин (такое имя носил святой в миру) с малолетства находился под особым предводительством Промысла Божия, обнаруживаемого в ряде биографических историй с поистине чудесным проявлением не иначе, как воли Создателя в судьбе отрока: это и невредимость во время падения с колокольни Сергиевской церкви, возводимой его отцом, и сиюминутное исцеление от тяжкой болезни после прикосновения к иконе Богородицы.
Как свободно действовал в сердце мальчика Святой Дух, так открыто воспринимал будущий светильник Церкви исполнение через него всякой правды: без особого труда Прохор уразумевал грамоту, полюбил чтение Священного Писания, в особенности же благоуханным елеем отзывалась в его богомудрой душе молитва ко Господу.
Возрастая телесно и укрепляясь духовно, кроткий мальчик намеревается посвятить свою жизнь служению Пастырю доброму в монашеском обличии. Агафья, взращивая своё чадо, понимала, что сие стремление возникло неспроста, но под влиянием её личного примера, преподанного подлинно благочестивым образом жизни. Именно поэтому, нисколько не препятствуя сыновнему выбору, матушка преподала молодому человеку своё родительское благословение и отпустила с миром. С тропинки от дома, где прошло все детство избранника Божия, началось его подвижническое шествие к Небу, за которое ратовал и прозорливый старец Досифей, насельник Киевских пещер, явив будущему монаху волю Создателя в таковых словах: «Гряди, чадо Божие, и пребудитамо (в Саровской пустыне – примеч. автора). Место сиё тебе будет во спасение. С помощью Божией скончаешь ты там и земное свое странствие».
Придя в Саровскую обитель, ревнитель благочестия не стал кичиться былой славой саровских насельников, но, напротив, явил собой стержень духовной чистоты, горячей молитвы и всецелого полагания на волю Божию. По прошествии некоторого времени, а именно в 1786 году, Прохор Исидорович постригается в малую схиму с именем Серафим, переводимым как «пламенный», и наиболее полно отражающим его подвижнический образ жизни. Подвизаясь сообща с братией под начальством старца Иосифа в Саровской пустыне, та что в Тамбовской губернии, новопостриженный монах ощутил на себе самом тлетворное влияние врага рода человеческого и более не мог исполнять монашеские обеты в общежитии. Воспроизводя в своей голове подвиги святых Антония и Феодосия Печерских, старец наложил на себя душеспасительный обет затворничества, исполнять который преподобный ушел в глухой лес. Позднее, праведник Саровский произнесет слова, которые отзовутся в сердцах многих, желающих угодить Богу посредством монашества, и не только не оттолкнут их от монашеского подвига, но еще более воспламенят к его совершению: «В общежитии монах борется со страстями как с голубями, а в отшельничестве — как со львами и тиграми».
В народе нашем батюшка Серафим горячо любим, и этому есть бесчисленное множество свидетельств, объясняемых не только колоссальной силой духа его деяний: 1000-дневное и нощное моление на камне, ангелоподобное воспарение в молитве и дружелюбное общение с животными, но и действенной любовью ко ближнему и дальнему, приходящим к нему за советом и утешением. У всякого, кто соприкасался с житием преподобного, непреходящее сердечное упоение вызывают немеркнущие слова: «Христос Воскресе, радосте моя!» Таковым пасхальным восклицанием приветствовал всех старец Серафим, любя безмерно сей бренный мир.
Воспевая днесь величание преподобному Серафиму Саровскому «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов», мы в душевном трепете да поразмыслим о роли святого старца в судьбе нашего Отечества и в жизни каждого из нас. Время от времени, препадая в молитве к иконе пламенного воина Христова, да внемлет все наше естество призыву Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34), по исполнении которого узнают нас, что мы Его ученики (Ин. 13:35).
Материал подготовил Алексей Довнар.