С особым сердечным упоением восклицаем мы молитву «Богородице Дево, радуйся», тем самым величая теплую Заступницу мира холодного за Ея всяческие благодеяния, явленные на роде человеческом, в воспоминание одного из которых и установлен недвунадесятый великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Проникая очами сердец своих в глубинное содержание Священной истории Нового Завета и познавая его чрез богослужебную традицию, можно явно понять, что все известные нам богородичные праздники связаны с реальной биографичной событийностью земной жизни Преблагословенной, но вот незадача — покров не значится в летописном повествовании двухсот тысячелетней давности.
Откуда же берет своё начало празднование покровского торжества? Автор монументального труда «Настольная книга для священно-церковно-служителей» со ссылкой на издание «История Русской Церкви Голубинского» дает следующее пояснение: «По мнению одних, праздник Покрова установлен в России; его нет в греческих памятниках агиологии, но он встречается уже в русских святцах второй половины XIII века, начало же его относится, по всей вероятности, к домонгольскому периоду; во всяком случае, как утверждают некоторые, этот праздник установлен в первой половине (не позднее 1148 года) или около начала XII века. По мнению других, этот праздник установлен в Греции, откуда и заимствован Русской Церковью; указаний на него в известных греческих богослужебных книгах не находится, потому что он впоследствии в Греции (когда именно — неизвестно) был оставлен, а те книги, в которых содержалось указание на него, утрачены; церковная служба, по этому мнению, первоначальна была составлена в Царьграде, а затем дополнена песнопениями русского происхождения».
Не смотря на разносторонний подход к определению периодизации установления богослужебного воспоминания сего события, единодушным остается восприятие явления Пресвятой Богородицы, лицезреть которое Владыка владеющих и Господь господствующих удостоил верного мужа Своего блаженного Андрея Цареградского. Люди, далекие от церковной ограды, и вероучительные скептики могут возразить, мол, мало ли кто и что мог увидеть? Не устанавливать же после каждого явления Богородицы соответствующий праздник. Действительно, почему именно после видения раннехристианского святого Вселенское Православие сочло нужным наличие молитвенного прославления Покровского чуда? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Матфея, в котором среди прочих блаженств озвучивается характерное для образа жизни Христа ради юродивого: «Блаженные чистые сердцем, яко ти Бога узрят» (Мф. 5:8). Соприкасаясь с житием преподобного, отчетливо осознаешь, что воистину мнимо умалишенный обладал чистым с духовной точки зрения сердцем, что и позволило лишь ему и с ним бывшему ученику Епифанию быть свидетелями Божией милости к народам земным.
Поразительным является трансформация распространенности праздника Покрова Пресвятой Богородицы на пространстве, занятом Поместными Православными Церквями-сестрами, в частности, Константинопольским Патриархатом. В далеком от нас X веке, когда уже земля Византии была просвещена светом Христовой истины, и народ Божий воздевал молитвенные очи к небу, предстоя за всенощным бдением во Влахернской церкви, русы-язычники вознамеревались завладеть градом Константина Великого и уже осадили Царьград. Люд церковный, в храме прибывавший, положил ризы явленной Богородицы на воды, после чего поднялась буря и разметала русские ладьи, так что не претворились в жизнь братоненавистнические планы славян.
Не возымев политического успеха над сильнейшим в то время государством, Российская держава приобрела бесценное сокровище — она взошла на пьедестал ведущих стран мира, приняв Святое Крещение, к которому были причастны тысячи и тысячи доселе непросветленных мужей и жен. Словно преобразившись, Отечество наше стало всем своим нутром взращивать насаждаемые зерна пшеничные, суть которые Евангельские истины, ведущие человека ко спасению. Русь, впоследствии именуемая святой, потому такой и стала, что на первое место поставлялась доминанта святости, явившая собой воистину культурный код национальной самоидентичности.
Прошли времена, в лету канули годы и столетия. Некогда могущественная империя, обличенная властью и богатствами, вольно иль невольно, но предала забвению случившееся избавление от иноплеменных, и ныне там, где имело место великое событие, не происходит особенно торжественного величания Пресвятой Деве. С Русью же все произошло иначе: когда-то пребывая в тени неведения Благой вести, она чудесным образом обратилась к свету, став оплотом мира и согласия не только внутри царства, а затем империи и, конечно, теперь, на современном этапе развития Российского государства.
Сегодня каждый из нас осознает факт чрезмерной неспокойности и конфликтности в построении общественных отношений между публично-правовыми образованиями на международной арене. Однако важно, не смотря ни на что, сохранять самообладание и выдержку перед вызовами современности, даже если порой эти вызовы покушаются на святое — веру и Отечество, необходимо помнить, что мы принадлежим к пастве Христовой, за которую непрестанно молит Сына Своего Царица Небесная, предстательствующая за нас, укрывающая и сохраняющая Своим омофором ото всякого зла. Только посредством всецелого полагания на распоряжение жизненными обстоятельствами Промыслителем мы будем способны не только сохранить себя как нация, как народ, но и явить свет Божественной истины всему миру, нуждающемуся в Божьей милости.