Дорогие наши православные друзья, поздравляем всех вас с днем памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона! Сегодня мы поведаем немного о его жизни и служении Господу настолько, насколько и мы с вами должны это делать.
Соприкасаясь с житиями святых мучеников, невольно вспоминаешь слова литургического прокимна «Честна пред Господем смерть преподобных Его». Как никогда уместно воскликнуть и сегодня сии слова, молитвенно прославляя подвижническую жизнь, честные страдания и славную кончину святого целителя Пантелеимона, о котором мы узнаем из повествования, написанного тремя мужами – Лаврентием, Вассом и Провианом, слугами великомученика.
Родился ныне величаемый в Вифинии, в городе Никомидия, в семье знатного язычника Евсторгия и святой Еввулы. Родители нарекли отрока Пантолеон, что значит «по всему лев». Пока жила на свете мама, сын перенимал от нее азы христианства, но как только ее не стало, отец отдал мальчика в языческую школу, параллельно обучая его медицинскому искусству у именитого в той местности врача Евфросина.
Осваивая науку Гиппократа, юноша возрастал физически, совершенствовался в красноречии и упражнялся в прилежании к хорошему поведению. Разумеется, что такое сочетание многих качеств в одном человеке не могло пройти бесследно, поэтому святой был представлен языческому императору Максимиану, пожелавшему иметь талантливого медика у себя при дворе. Казалось бы, попав на службу к правителю, поклоняющемуся языческим богам, в сердце Пантолеона могли посеяться сорняки, которые впоследствии лишили бы возможности произрастания душеспасительных семян учения Христова. Но, по милости Божией, целителю была уготована другая стезя. Промыслом Создателя неподалеку от жилища семьи безмездного врача пребывал пресвитер Ермолай и двое с ним священномучеников. Коснулся Господь чуткого сердца, и юноша открыл душу свою для восшествия в нее Благодати Божией, став регулярно посещать дом праведника и внимать преподаваемым основам христианской жизни.
Достодолжно восприняв слова учителя и впитав всем естеством своим слова апостола Иакова: «Тáкожде и вѣ́ра, áщедѣ́лъ не и́мать, мертвá éсть о себѣ́» (Иак. 2:17), святой стал активно исполнять заповедь Сына Божия: «Дрýгъ дрýга тяготы́ носи́те, и тáко испóлните закóнъ Христóвъ» (Гал. 6:2). Вскоре представилась возможность помощи ближнему. Однажды, возвращаясь от проповедника, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. И в первом чуде, явленном святому от Господа, содержится как небесный, так и земной подтекст: да, с одной стороны, послушав речи Ермолая, целитель принял в сердце свое Благую весть о Христе, тем самым изъявив желание быть воином армии небесной, но с другой стороны, он же проявил человеческую сущность, всегда ищущую чудес и знамений. Тем не менее, Иисус Сладчайший не прогневался на сомневающегося, но явил ему силу Свою, исцелив отрока и умертвив ехидну, при этом окончательно утвердив в вере будущего пламенного исповедника Своего.
Если первое чудо Божие потребно было для укрепления веры самого Пантолеона, после которого тот принял Святое Крещение, то второе чудо принесло пользу – телесную и душевную – сразу двум людям. Став христианином, новокрещённый Пантелеимон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию Евангельской истины. В это время целитель уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, – сказал ему святой, – во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого – Евсторгий, и оба с радостью крестились от воды и Духа.
Когда не стало отца, Пантелеимон всего себя посвятил служению ближним: он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников – все это он делал не столько своим врачебным талантом, сколько сердечным призыванием имени Иисуса Христа. Тем временем, не дремли силы, ополчающиеся на род человеческий, и злые языки донесли императору-язычнику о доброделаниях целителя. Максимиан, не терпящий и малейшего проявления учения Христова в жизни подвластного ему народа, ласково отговаривал страстотерпца от исповедования христианства, но встретил решительное неприятие своего заблуждения. Вот тут-то и началось мучительное восшествие святого Пантелеимона на свою Голгофу, идти к которой помогал ему Сам Бог, неоднократно являясь то в образе приснопамятного учителя Ермолая, то как Глас небесный. Что только не пришлось испытать мужественному исповеднику веры: и рвали тело его железными крюками, и обжигали свечами, и растягивали на колесе, и бросали в кипящее олово, и ввергали в море с камнем на шее – однако, все страдания великомученик претерпевал и оставался невредимым.
Безумству императора Максимиана не было предела. Обессилив от тщетности предпринимаемых им попыток переломить решимость святого, ярый язычник приказал бросить святого Пантелеимона на растерзание цирковым зверям. И снова чудо: звери не тронули стоящего, лизали ноги целителя и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки великомученика. Когда все средства нашли свое применение против угодника Божия, но ни сколь ни поколебали твердости его, то было решено отрубить страстотерпцу голову. Надо сказать, что в житии святого великомученика присутствует удивительной силы действие Божественной Благодати, не только укрывающее мучаемого от страданий, но и кардинально изменяющее внутреннее состояние окружающих. Сие проявилось, к примеру, на императорских воинах, не пожелавших отрубать голову святому и плакавших, когда по увещанию страдальца казнь исполнилась.
Чудеса происходили при жизни святого, они же не прекратились и после его мученической кончины: когда меч отсек голову великомученика, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Как тогда, так и поныне множество народа почитают целителя Пантелеимона, обращаясь к нему в «горячей» молитве о помощи в исцелении многоразличных недугов душевных и телесных, воистину имеющих место и приводящих людей ко Христу, наставляющих каждого на путь спасения.
Пребывая днесь в памятовании дивного подвига великомученика Пантелеимона, воспримем его пример исповедования Христовой веры вплоть до физического умерщвления себе в образец небоязни, дерзостной смелости, точнее отраженной в изречении первоверховного апостола Павла: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31)
Молитва о здравии и исцелении святому Пантелеймону
О великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый, Пантелеимоне! Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от гнетущаго мя недуга. Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек, посети мя благодатным посещением, не возгнушайся греховных язв моих, помажи елеем милости твоея и исцели мя; да, здрав сый душею и телом, остаток дний моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего. Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует ми здравие телу и спасение души моей. Аминь.