С Воскресным днем.
27 декабря празднуется неделя святых Праотец.
Два последних воскресенья (недели) Рождественского поста именуются Неделей святых Праотец и Неделей святых отец. Празднование Недели святых Праотец совершается в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым. В этот день Церковь отмечает память святых Праотец – ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя, начиная от первого человека – Адама, и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих. Эти древние люди отделены от нас тысячелетиями, однако имеют к нам, теперешним православным христианам, самое прямое и близкое отношение.
Какая же связь между нами и ими? Церковь вообще напоминает нам о них теперь, перед Рождеством Христовым, ради их веры – веры в обещание, данное Богом Адаму при изгнании его из рая, что в конце веков придет в мир Спаситель, Который искупит человечество от греха прародителей.
Все праотцы, бывшие на земле задолго до рождения Господа, жили и горели этой верой, никогда от нее не отступая. Они являются ярким примером для нас, живущих уже после земного воплощения Спасителя. Как и древние люди, мы тоже Его реально не видели; они только знали, что Он будет на земле, а мы только знаем, что Он был на земле. Но они твердо верили в Его пришествие и их вера оправдалась.
От нас же требуется гораздо большая вера. Мы должны верить, что Господь был, и есть, и будет; что Он жил на земле как человек; что через Свою Церковь Он постоянно пребывает с нами; и что Он снова придет на землю судить человечество. Но за такую веру Сам Господь обещает нам блаженство. Когда Иисус Христос явился Апостолу Фоме, который не мог поверить в воскресение Христово пока сам не дотронулся до ран Господних, а дотронувшись, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – тогда Господь сказал Апостолу: «ты поверил, потому-что увидел Меня; но блаженны не видевшие и уверовавшие».
Но помимо веры есть еще одно обстоятельство, которое так тесно связывает нас с древними праотцами – это их верность ожидаемому Мессии. Они жили в окружении языческого мира – мира, который хотя и не знал еще Христа, но полностью отступил от Бога. Мы с вами, дорогие братья и сестры, живем в подобном и даже худшем положении. Девятнадцать столетий после Рождества Христова мир жил со Христом и христианской культурой, а вот в 20-ом веке произошел резкий переворот. Теперь мы живем в пост-христианской эре, в мире, который снова погрузился в полное язычество.
Мы часто слышим вокруг себя выражение, что наступил «новый век». Но в этом «новом веке» нет ничего нового кроме более современной формы. Это все то же отступление от Бога и даже отрицание Бога, а сверх того – полное отступление от Христа и поругание Христа. Большинство христиан даже и не видят, как они извращают свою христианскую веру, облекая ее в одежду модернизма, и как они предают Христа, стараясь объединиться с религиями Его гонителей и хулителей.
И вот на фоне всего этого страшного мира, дорогие братья и сестры, вспомним мы не только веру Святых Праотец, но и их верность Христу-Спасителю; и готовясь вот уже скоро встретить и праздновать Его рождение на земле, отвернемся от окружающего нас язычества и засвидетельствуем нашу полную преданность и верность Тому, Который сказал нам: «Се Аз с вами есмь до скончания века». Аминь.
Тропарь святым праотцам, глас 2
Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь,/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.