13 сентября праздник Положения честнаго пояса Пресвятой Богородицы

13 сентября на воскресный день пришелся праздник Положения честнаго пояса Пресвятой Богородицы.История Пояса Пресвятой Богородицы, хранящегося в Ватопедском монастыре Святой Горы Афон. По преданию Пояс был соткан Самой Богородицей из верблюжей шерсти. После Успения, когда Богородица восходила на Небо, Она передала этот Пояс Апостолу Фоме.

В первые века христианства Пояс хранился в Иерусалиме, а в четвертом веке был перенесен в капподакийский город Зела. В том же веке византийский император Феодосий Великий вернул святыню в Иерусалим, но вскоре Пояс был перенесен его сыном Аркадием в Константинополь и положен в Халкопратийской церкви, а в 458 году положен императором Львом во Влахернской церкви.

Во время царствования Льва VI Мудрого (886-912) Пояс был принесен в императорский дворец, где от него получила исцеление царица Зоя, страдавшая от тяжелой болезни. В благодарность царица вышила Пояс золотой канителью. Так Пояс Богородицы приобрел сегодняшний вид. В XII столетии при императоре Мануиле Комнине (1143‑1180) официальный праздник Пояс Богородицы был установлен 31 августа. До этого праздник Пояса Богородицы отмечался 2 июля вместе с праздником положения Ризы Богородицы во Влахерне.

Пояс Богородицы оставался в Константинополе до XII столетия, а после попал к болгарам. В то время византийские цари брали Пояс с собою на войну для помощи ратном в деле, и после поражения от постоянных противников – болгар ‑ он был захвачен царем Асаном (1185). Потом он неизвестным путем попал к сербскому царю Лазарю (1372‑1389), павшему впоследствии в неравной битве на Косовом поле.

Но до этого он передал Пояс Богородицы в Ватопедский монастырь на Афоне. Здесь Пояс также прославился многочисленными чудесами.Однажды жители греческого местечка Аинос попросили привезти Пояс, чтобы ему поклониться. Монахи, сопровождавшие святыню, остановились в доме одного священника. Жена священника уловила момент и отрезала кусочек, когда монахи отдыхали. Когда отцы восстали от сна и уже хотели покинуть Аинос, корабль не мог двинуться с места, несмотря на то что море было тихим. Женщина была поражена этим чудом, поняла свою неправоту и отдала кусочек монахам. Для него был сделан второй ковчег, в котором этот кусочек хранится по сей день.

Согласно древнему церковному преданию, оставляя этот мир для того, чтобы соединиться со Своим Сыном и Господом, Пресвятая Богородица завещала две Свои одежды двум бедным еврейским женщинам, служившим Ей. Они бережно хранили эти реликвии, передававшиеся от поколения к поколению. В правление Льва I христиане Гальвий и Кандид получили ризу Богородицы, прибегнув к простительной хитрости, и положили ее во Влахернской церкви.

Пояс Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в Константинополь и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен Христовых.

Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.

По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса. Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные чудеса.

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.

Источник:   Макарий Симонопетрский, иеромон.  Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.6. М.: Сретенский монастырь, 2011.

Добавить комментарий