Собор Иоанна Предтечи

«Предтеча» значит «предшественник», «Иоанн» значит «Благодать Божия».
Во всех своих действиях пророк и Предшественник Господа Иоанн стал прообразом Христа, чтобы (по слову пророка Исаии) «приготовить путь Господень, прямыми сделать пути Его».

Судите сами: Иоанн родился от бесплодной, Христос же — родился от Девы.
И то, и то, казалось бы, невозможно! И то, и то — великое и преславное чудо! Но и то, и то — несомненный евангельский факт! Реальность первого подтверждает возможность второго.

Иоанн исполнился Духа Святого ещё в утробе матери своей. Христос же непорочным действием Святого Духа зачат был! И то, и то — невыразимая тайна! И то, и то великое явление благодати Божией! Но первое событие — прообраз, а второе — его исполнение. Христос — полнота Истины, Иоанн Креститель — Его образ и подобие.

Дальше — больше! Иоанн проповедует и крестит водою в покаяние — Христос же проповедует и крестит «Духом Святым и огнём» во оставление грехов и в жизнь вечную! Иоанн не только предшествует Христу, но и приводит к Нему, потому что во Христе даётся человечеству вся полнота спасения, о которой Иоанн лишь предсказывал.

Иоанн не боится никого: обличает царя, учителей закона, богатых и властных мытарей, воинов! Для него в принципе не существует страха. Он «глас Божий, вопиющий в пустыне» — что бы могло испугать его?
Голод? Но он и так не ест ничего, кроме того, что найдёт в пустыне.
Заключение или изгнание? Но он и так живёт один в тяжелейших условиях пустыни.
Смерть? Но с ним Бог говорит «лицом к лицу», пристало ли бояться смерти тому, кто всего себя отдаёт Богу?

Одно лишь пугает его! «Ты просишь у меня крещения?» — говорит он Христу во время Крещения — «это мне нужно креститься у Тебя!». Он осознаёт, что перед ним Спаситель мира, Божий Сын: «как руку положит раб на Владыку? Как может светильник просветить Источник света?» (слова стихир праздника). Он в недоумении, он в ужасе, преклонить голову Христа — выше его сил! Но Христос укрепляет его: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Переступая через себя, Иоанн касается главы Богочеловека и преклоняет её!

Итак, святой Иоанн боится лишь Бога, ничто земное не страшно для него, ведь по словам апостола Павла «и жизнь (для него) — Христос, и смерть — приобретение». И вот, схваченного по произволу нечестивого царя, святого пророка усекают мечом в темнице НИ ЗА ЧТО! Совершенно без всякой вины и законного основания, просто по злой воле любовницы «царя», которая не стерпела справедливого обличения её греха.

Не так ли затем и Христос пострадает за справедливое обличение пороков учителей Закона? В гневе будут рвать они одежды и подвергать Неповинного мучениям, обвиняя Его в том, чего Он не совершал. А римская власть в лице Пилата, не найдя состава преступления, захочет отпустить Его, но не сможет, и против своей воли казнит Его НИ ЗА ЧТО, как когда-то Ирод против воли казнил Иоанна Предтечу.

И вот земной путь пророка окончен. Казалось бы, его прообразовательное служение тоже должно подойти к концу, однако, оно и на этом не заканчивается. Предваряя душу Христа, душа Предтечи оказывается в аду, где возвещает скорое избавление всем ожидающим пришествия Христова. Находясь в аду, святой Иоанн, как никто другой, имел право говорить о Христе, ведь он своими глазами видел Духа Божия, Сошедшего на Иисуса из Назарета, своими ушами слышал голос Бога-Отца, возвестивший с небес, что Иисус — Его Сын, и своими собственными руками крестил Его, Агнца Божия, Берущего грехи мира.

Неслучайно и само имя пророка, которое заповедал дать ему архангел Гавриил, Иоанн — «Благодать Божия». Обитая всецело ещё в реалиях Ветхого Завета, святой пророк Иоанн Креститель уже жил как человек Завета Нового. Личность его стала неким мостом между «Законом» и «Благодатью». С одной стороны, он — «больше всех рождённых женщинами» (по слову самого Христа, Рождённого не женщиной, а Девой), а с другой стороны он —  «меньше любого в Царствии Божием»! Как же такое
возможно? Ответ парадоксален и во многом ужасающ для нас с вами. Дело в том, что Иоанн, хоть и был Крестителем, но его крещение не давало ещё людям полноты Святого Духа, оно лишь омывало совершённые грехи. После же крестной смерти Спасителя, Его Воскресения, Вознесения с плотью на небеса и Сошествия Духа Святого на апостолов, Дух Святой в полноте открывается всем верующим во Христа.

Это удивительный и ужасающий парадокс, но даже Иоанну Предтече (величайшему из рождённых) Дух Святой был менее доступен, чем нам, простым верующим христианам! В отличие от него, мы в таинстве миропомазания получили все дары Святого Духа, однако он святой, а мы — нет… Почему?

Зададим каждый себе этот вопрос, задумаемся: «Что мешает Духу Святому обитать во мне в полноте?» Отделим пшеницу от плевел, принесём достойные плоды покаяния и тогда наша жизнь изменится, и Дух Святой засияет в ней.

Молитвами Святого Предшественника Своего и Крестителя Иоанна Господь да поможет всем нам на этом пути покаяния и исправления жизни своей! Аминь.

wc2uw1KIzYA

Автор: Иван Ридэль

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest