Приближается праздник Рождества Христова. Мы как по ступенькам рождественского поста поднимаемся все выше к торжеству Великого праздника воплощения Христа Бога нашего от Пречистой Девы Марии. Это заметно и в богослужении. Церковное приготовление верующих к празднику Рождества Христова получает свое завершение, достигает особенной силы в последние дни поста, в дни так называемого предпразднства. Каждый двунадесятый праздник в Православной Церкви имеет предпразднство и попразднство, и они составляют почетное отличие двунадесятого праздника от всякого другого. Песнопениями в честь приближающегося праздника предпразднство наполняет душу верующего тем предощущением предстоящего ликования, которое возносит нас к чаемому торжеству самого Праздника.
Назначая для двунадесятых праздников многодневные попразднства (для Владычных праздников 7 или 8 дней, а для Богородичных – 4 дня), церковный устав предпразднство для всех безразлично праздников ограничивает одним лишь днем. Исключение из этого правила он дает только для двух, величайших после Пасхи, праздников Рождества и Крещения, давая первому из них 5, а второму 4 дня предпразднства.
Служба первого дня предпразднства Рождества Христова (2 января), длящегося 5 дней, обычно начинается такими словами:
«Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».
Отличаясь такою продолжительностью, предпразднство Рождества Христова заметно выделяется из других предпразднств ещё одной стороной. Считая Рождество Христово другой «Пасхой», церковный устав предпразднство его отождествляет с предпасхальной Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к страстным: на каждый день предпразднства на повечериях положены каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы и исполняемые их напевами.
В каждом из пяти предпразднственных дней можно усмотреть отдельную богословскую тему. Так в трипеснце на 2 января дается образ боговочеловечения, а слушатели призываются к духовному бодрствованию как верному средству достойно приготовить себя к встрече грядущего воплотиться Избавителя. В трипеснце на 3 января изображаются богоубийственные, но тщетные замыслы Ирода, и здесь же звучит призыв принести Рождающемуся слезы покаяния как средство, очищающее душу от всякой богопротивной мысли иродовой. Канон под 4 января тоже касается иродовых неистовых планов и противопоставляет злобе этого безумца мудрость и любовь волхвов. В тропарях трипеснца под 5 января слышится особенно настойчивый призыв к нравственному и умственному приготовлению нас к достойной встрече праздника. Полный канон под 6 января представляет духовному взору слушателей блага воплощения: возрождение, возведение человека «к первому благородию», свободу всем верным.
Песнотворцы трипеснцев и канонов стремятся в своих творениях раскрыть глубину таинства Боговоплощения. Сын Божий воспринял образ раба и применил Свою Божественную славу на рабское уничижение. Воплощение явилось для Него своего рода крестом — первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний. Господь Иисус Христос принимает «перстность» человеческого естества, образ своего создания — человека. Это и есть внутренний крест. Но уже при самом рождении Его ждет и крест страданий, гонений и скорбей. Он только родился и уже находится в смертельной опасности от злобы Ирода, коварно замыслившего убить Богомладенца; далее — бегство в Египет, опасность пути, пребывание в чужой языческой стране и многие другие скорби.
Эта важная сторона события Рождества Христова почти не выдвигается в песнях самого праздника; там она омрачила бы светлую праздничную радость. Её место, место для благоговейного размышления над этой стороной празднуемого события в постные дни предпразднства.
Среди песнопений каждой службы наибольшую важность имеют тропарь и кондак, всегда сжато и точно выражающие суть празднования. Тропарь рождественского предпразднства в поэтической форме приглашения к приближающемуся празднику Вифлеема и Эдема сопоставляет событие с вызвавшим его грехопадением Адама и смотрит на Рождество Христово как на возвращение нам рая, которым явилось чрево Девы.
ТРОПАРЬ ПРЕДПРАЗДНСТВА
глас 4
Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся Ефрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оная чрево явися мысленный, в нем же Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос рождается прежде падший возставити образ.
Готовься, Вифлеем! Откройся для всех Едем! Красуйся, Ефрафо (древнее название Вифлеема); ибо древо жизни расцвело от Девы в пещере. Её чрево явилось мысленным раем с божественным насаждением, вкушая от которого мы будем жить, а не умрем, как Адам. Христос рождается для восстановления ранее павшего образа.
Кондак, составленный по образцу праздничного кондака, кратко и просто изображает подготовление события, приглашая к радости всю вселенную.
КОНДАК ПРЕДПРАЗДНСТВА
Глас 3
Дева днесь превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми, хотящего явитися Отроча Младо, Превечного Бога.
Дева сегодня грядет неизреченно родить в вертепе предвечное Слово; ликуй, вселенная, услышавши (об этом), прославь с Ангелами и пастухами хотящее явиться Дитя – Предвечного Бога.
Предпразднство Рождества Христова длиться 5 дней – со 2 по 6 января. Особым днем предпразднства является последний день перед праздником- Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).