Нужно ли христианину стремиться к образованности?

В апреле прошлого года митрополит Волоколамский Иларион принял участие в телепередаче известного журналиста Владимира Познера. В эфире владыка произнес следующие слова: «Мы [Церковь] должны уметь говорить с обществом на том языке, на котором говорит общество».

Что может помочь говорить с обществом на одном языке? Средств много, и одно из них — образование.

Начиная с эпохи Просвещения — времени бурного развития науки, техники и, как следствие, условий жизни людей — идея прогресса стала доминировать в обществе. Наука перестала быть занятием для узкого круга, начала появляться система массового образования. Образованность, интеллектуальность стали сопровождаться уважением со стороны общества.

Это происходило по объективным причинам: образованный человек более открыт, интересен в общении, разносторонен, эффективен в работе. Примечательно, что в годы Великой Отечественной войны командирами подразделений назначались преимущественно образованные люди: в силу более развитого абстрактного мышления, очень нужного в боевых условиях, командир в экстремальной ситуации мог быстро оценить обстановку и принять решение. Образованность — важный атрибут современного человека. Но что говорят на эту тему представители Церкви?

В конце 2013 года на открытии нового здания Сретенской духовной семинарии Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Вот я хотел бы поделиться с вами — за неимением времени, очень кратко — своими мыслями и ответить на вопрос: почему нам нужно образование? А потому что убедить современного человека гладким, с правильно подобранными цитатами, произнесением проповеди, правильным совершением богослужения (что само по себе очень важно), в том, что он должен открыть свое сердце Христу, посещать храм, воцерковиться, — невозможно. Для того чтобы, общаясь с людьми, вы могли открыть для них красоту Православия, вам нужно поделиться с ними своим собственным внутренним опытом, своим мировоззрением. А из чего складывается мировоззрение? Конечно, из знаний. Нужно знать, и знать неплохо, то, что знает современный человек. Без научного компонента мировоззрения сегодня невероятно сложно общаться с людьми, тем более — и самое главное — быть убедительными. <…> Прошло время середнячков в Церкви. Сегодня в Церкви должна быть духовная, интеллектуальная элита. Конечно, Церковь принимает всех. Один может подняться до такого уровня, другой нет, — каждому найдется свое место. Но как важно для нас иметь сегодня многих и многих священников, — не пять-десять, как сейчас, которые на телевидении уже засветились и всем хорошо известны, но десятки, сотни и тысячи, которые могли бы говорить о Христе современному миру, защищать Христа, защищать Его Церковь-мученицу».

Конечно, Патриарх говорил это будущим пастырям, но его слова можно спроецировать на любого православного христианина. Без должного уровня образованности невозможно быть убедительным, а значит — донести Слово Божье до нецерковных людей.

А вот что говорит епископ Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, автор бестселлера «Несвятые святые»:

«Незаурядные интеллектуалы крайне нужны Церкви! Крайне нужны во всех отношениях! И в отношении естественнонаучной работы, и в отношении авторитета Церкви во внешнем мире, <…> Так что во всех отношениях возрастание личности, формирование личности, формирование таланта, в какой бы сфере он ни развивался — величайшая задача Церкви! А что касается ученого монашества — то само собой, конечно! Это — огромное достояние всей Церкви!»

Пожалуй, наиболее яркий пример образованности в церковной среде — великий святой ХХ века, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Он был настоящим ученым, одним из выдающихся врачей-хирургов своего времени. За свою научную деятельность, в частности книгу «Очерки гнойной хирургии», он получил Сталинскую премию I степени, будучи уже в епископском сане. Вот что вспоминает святитель Лука в автобиографическом труде «Я полюбил страдание»:

«В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее (перед арестом в 1937 г. епископ на протяжении двух лет заведовал отделением в больнице г. Ташкента — авт.) продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: «В этом не кайся!» И я понял, что «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличили силу и значение моего исповедания имени Христова в разгар антирелигиозной пропаганды».

Уважение, авторитет — это один из «каналов», по которому можно установить связь с человеком. Когда нет уважения, трудно сделать так, чтобы собеседник прислушался к твоей точке зрения. Если мы будем постоянно учиться, люди, слушающие представителей Церкви (как мирян, так и священнослужителей), будут обретать к нам большее уважение, видеть, что мы соответствуем их интеллектуальному запросу. К нашим убеждениям, нашему мнению будут более внимательно прислушиваться.

Может возникнуть опасность встать на этот путь ради привлечения почета, самоутверждения перед людьми, то есть поставить средство на место цели. Но это лишь понуждает нас быть внимательными к себе. Как говорит преподобный Паисий Святогорец, «ничего не делать, чтобы не возгордиться, еще хуже. Это все равно что смотреть на бой со стороны, не воевать, чтобы не получить ранений. Воевать нужно, но воевать правильно. А иначе, какой от тебя толк?»

Образованность крайне полезна для христианина. Более того, сегодня она просто необходима — таковы условия жизни. Человек, приобретающий то, что нужно другим, приобретает не для себя, а для ближнего. Образованность может способствовать тому, что люди станут прислушиваться к голосу Церкви. Знание нужно не столько нам, сколько тому, кому мы хотим передать Слово.

Автор: Константин Коков, участник движения «Православные Добровольцы», аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest