Друзья, желаем всем доброго воскресного утра!
Сегодня на Божественной Литургии мы услышим псалом 102 , составляющий первый воскресный антифон
Благослови, душе моя, Господа./ Благословен еси, Господи./ Благослови, душе моя, Господа,/ и вся внутренняя моя Имя святое Его./
Благослови, душе моя, Господа,/ и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающаго вся беззакония твоя,/ исцеляющаго вся недуги твоя./
Избавляющаго от истления живот твой,/ венчающаго тя милостию и щедротами./
Исполняющаго во благих желание твое:/ обновится, яко орля, юность твоя./
Щедр и милостив Господь,/ долготерпелив и многомилостив.
Благослови, душе моя, Господа,/ и вся внутренняя моя/ Имя святое Его.// Благословен еси, Господи.
***
По содержанию настоящий псалом — хвалебно — благодарственный; здесь пророк Давид, обращаясь к своей душе, излагает свою благодарственную молитву к Богу за полученные от Него благодеяния и перечисляет сами благодеяния.
Прославляй, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний (“воздаяний”) Его.
Пророк возбуждает себя, а вместе и каждого из нас к прославлению Бога за Его благодеяния всем существом, всеми силами, т. е. сердцем. Просит душу свою и внутренность свою (себя) не оказаться забывчивой и неблагодарной по отношению к Господу, ибо Бог множество раз прощал Давида и исцелял все душевные недуги его, терзания и сомнения.
Прославляй, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний («воздаяний») Его.
Далее пророк исчисляет и сами эти воздаяния, или благодеяния Божии.
Прославляй, душа моя, Господа, прощающего («очищающаго») все твои согрешения и исцеляющего все твои недуги (т. е. душевные и телесные немощи).
Избавляющего тебя или жизнь твою от тления («от истления», русск. перевод — от могилы) и окружающего («венчающаго») тебя
Своими милостями и щедротами, исполняющего во благо, или ко благу, твои желания, так что как бы юность твоя возвратится к тебе, как у орла возобновляется с нарастанием новых перьев сила, утраченная с выпадением старых.
Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, (орёл) юность твоя.
Человек, который приходит к Богу – молодеет
Когда орёл стареет (орля) он забирается в ущелье высоко в горах и начинает чистить свои перья, вытаскивая старые у него отрастают новые, и он становится обновлённым. Мы знаем, что человек по жизни стареет, но в Боге он как орёл может молодеть.
Орлы непосредственно могут смотреть на солнце и высоко летать. Мы бы тоже могли увидеть Солнце правды (Бога), да грехи мешают.
Бог пёрышки наши старые вытаскивает ( через покаяние, исповедь и причастие) и человек обновляется как орёл.
Нужно всегда благословлять и благодарить Бога.
Доверять Богу во всех обстоятельствах жизни
Бог вычищает сердце человека, сам человек не может побороть свои страсти. Любая страсть может быть очищена Богом.
Потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную.
// Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. //
Когда душа познает, насколько она нуждается в щедротах Божиих, и увидит, насколько Его щедроты благотворят нам и во внешней и во внутренней жизни нашей, тогда только душа способна молиться Ему с сокрушенным и благодарным сердцем, и тогда только молитва будет живым словом души. Только познание греховности своей приводит к исканию милости Божией, только познание бессилия, беспомощности, полной немощи своей приводит к познанию Господа Прещедрого.