«Мы го­то­вы луч­ше уме­реть, чем престу­пить за­ко­ны»

Как часто в последнее время мы слышим такое утверждение: «Зачем жить по Закону Божьему, Бог всех нас любит, он отменил все законы, любовь выше закона. Молись, причащайся, ходи в храм и будет с тебя. Никуда не лезь, ни во что не вникай, любомудрие от лукавого». Самое горькое — что такие слова мы слышим чаще и чаще в нашей православной среде. Хотелось бы таким «богословам» привести слова Соломонии, матери семи братьев Маккавеев, которые она говорила им, когда они были мучимы и терзаемы ради веры в Единого Бога и в Божественный Его Закон: «Я не знаю, каким образом вы появились в моем чреве. Это не я наделила вас духом и жизнью. Это не я упорядочила элементы, составляющие каждого из вас. Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет вам, по Своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона».

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Адим, Антонин, Гурий, Евсевон, Елеазар, и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха IV Эпифана, который, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и по всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Семь святых мучеников Маккавеевых
Семь святых мучеников Маккавеевых

Восьмидесятилетний старец, законоучитель Елеазар был одним из первых замученных нечестивцем Антиохом за отказ вкусить свинину — мясо нечистого животного, запрещенного моисеевым Законом. Когда ему посоветовали притвориться ради спасения собственной жизни, он выплюнул кусок мяса, насильно засунутый ему в рот, и сказал: «В нашем возрасте не стоит притворяться! Боюсь я, что многие молодые сойдут с пути из-за меня и моего утаивания мыслей, видя, что Елеазар в свои 80 лет присоединился к чуждым обычаям, и все это из-за короткого отрезка жизни, оставшегося мне. Я могу запятнать и покрыть позором свою старость. И если сейчас я избегу наказания человеческого, то не скроюсь, живой или мертвый, от руки Всемогущего». А ведь мог притвориться, мог и съесть, но своим примером показал молодым братьям Маккавеям что значит Закон, данный Богом и что значит послушание Его святой воле. Да, с приходом Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, многие ветхозаветные законы были отменены, потому что нам был дан Высший Закон — Закон Любви, который мы должны исполнять не менее ревностно, чем древние иудеи исполняли Моисеевы законы.

Мученическая смерть Елеазара
Мученическая смерть Елеазара

После мученической кончины благочестивого старца от многочисленных ран от колесования и пыток, к нечестивому беззаконнику Антиоху были приведены ученики Елиазара — братья Маккавеи и их мать, благочестивая Соломония. Их также, как и учителя, принуждали к вкушению нечистой пищи, но все они, как один, оказались достойными подвига святого Елиазара: отказались от вкушения скверны, несмотря на все устрашения Антиоха и его подчиненных. Старший из братьев, отвечая за всех, осмелился выкрикнуть нечестивцу Антиоху: «Мы го­то­вы луч­ше уме­реть, чем престу­пить за­ко­ны». За это царь приказал содрать с него кожу, вырвать язык и отсечь руки и ноги, а после бросить на раскаленную сковороду. Но такая кончина старшего брата не только не испугала остальных братьев, а, наоборот, только воодушевила их на мученический подвиг.

Второму из Маккавеев разорвали плоть железными когтями, а потом растянули на катапульте. Готовый предать душу Господу, он воскликнул по-еврейски: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни».

Третий с отвагой протянул руки палачам, высказав уверенность, что обретет их в будущей жизни. Да­же му­чи­те­ли бы­ли изум­ле­ны та­ким му­же­ством юно­ши. Он умер под пыткой колесом.

Четвертый попросил Антиоха придумать для него самые жестокие пытки, чтобы он мог доказать тирану, что готов состязаться в отваге с братьями. Перед тем, как ему вырвали язык, он произнес: «Даже если ты лишишь меня органа речи, Бог услышит голос немых. Сколь приятно лишиться членов ради Бога!».

Стремясь скорее получить награду, пятый сам предстал перед мучителями.

Шестой брат был подвергнут пытке колесом, и когда ему пронзали внутренности, он вскричал: «Наше благочестивое знание непобедимо!».

Самому младшему из семи братьев Антиох стал давать разного рода обещания, попытавшись склонить его мать к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Соломония, напротив, призвала юношу перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный этим порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. По­сле сы­но­вей скон­ча­лась и мать, ра­дост­но благода­ря Бо­га за то, что она са­ма и де­ти по­ло­жи­ли ду­ши за За­кон Гос­по­да Все­дер­жи­те­ля.

Мученические смерти семи братьев Маккавеев
Мученические смерти семи братьев Маккавеев

Так, эти мужественные люди один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что временные пытки и муки телесные не так страшны, как духовные за неисполнение и попрание Божественных повелений, и настолько кратковременны в сравнении с вечными мучениями, ожидающими отступников веры в жизни вечной, а разум, просвещенный верой, может не только искоренять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Священник Маттафия призывает Иудеев к оружию
Священник Маттафия призывает Иудеев к оружию

Будем помнить что Господь не отменял свои Законы, а лишь трансформировал их в Закон вечной любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя — иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12:30,31) и не забывать, что Православие держится на подвиге мучеников, ради Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Божественного Закона претерпевших муки, страдания и бесчестие. Последуем и мы их подвигу и будем чтить Божественные Законы и в час исповедничества помнить подвиг и жертву святых братьев!

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest