Почти каждое наше молитвенное обращение к Господу начинается с таковых слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Сия тринитарная формула посвящена Единому Богу, Который есть Троичен в Лицах. Иначе говоря, она содержит в себе учение о Святой Троице, празднование в честь Которой и совершает днесь Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Что мы знаем о Триедином Божестве? В большинстве своем о Пресвятой Троице мы знаем из основных догматов Православного вероучения, изложенных Вторым и утвержденных Четвертым Вселенскими Соборами в Символе веры. Впервые же термин «Троица» был введен в словарный обиход раннехристианскими апологетом, святителем Феофилом Антиохийским, который в своем «Послании к Автолику», дает следующее Её толкование: «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Продолжая мысль о трех днях, «которые были прежде создания святил», следует заметить, что не только эти три дня, но и два дня последующих содержат в себе повествование о сотворении мира, которое происходило посредством Божественного Слова, произносимого перед появлением воды, пресмыкающихся и птиц. Но, когда настал шестой день, произошло нечто удивительное, то, что требует особого осмысления и понимания. Что же это, что мы именуем «удивительное», могло произойти? Это удивительное есть Совет Святой Троицы, предшествующий сотворению человека: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). На первый взгляд, обыкновенный текст Священного Писания Ветхого Завета на самом деле имеет очень глубокий смысл, который именуется на языке догматического богословия Предвечным Советом Божием.
Говоря о Предвечном Совете Божием, важно сразу определить, что сей акт Божественной воли означает именно Совет, а не в коем случае не совещание. Объяснение этому весьма простое. Славянское слово «совет» означает «волеизъявление», а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина. Разъяснив этимологические тонкости, зададимся вопросом: а в чем смысл такового Триединого Совета, и почему именно человек отмечен печатью Божественного избрания? Дело всё в том, что Господь создал человека свободным в выборе своего поведения и, соответственно, земного пути. Впоследствии случилось то, что принято называть первородным грехом или грехопадением первых людей, Адама и Евы. Если переводить это в плоскость свободы, то здесь обнаруживается явное злоупотребление человеком своей волей. В этой связи современные богословы усматривают в сотворении человека свободным некий Божественный «риск». Разумеется, что Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в Искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предизбрал к этому необходимые средства. Эти средства — Воплощение Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его искупительная Жертва. Почему процесс искупления и спасения должен был стать именно таким, мы не знаем, от нас это сокрыто. Сам апостол Павел в послании к Ефесянам говорит об Искуплении как о тайне воли Божией (Еф. 1:9).
«У Господа, — возвещает нам Слово Божие, — один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8). Именно поэтому Совет Святой Троицы именуется Предвечным. Согласно догматическому учению, Бог вечен. А как Бог вечен, таковыми Он сотворил и людей, вложив в них дыхание жизни – душу, которой с момента своего сотворения надлежит быть рядом со своим Творцом. Учитывая факт вечности Божественной и душевной, необходимо заметить, что Господь не отдаляется от человека после момента его сотворения, но принимает на Себя ответственность за искупление первородного греха посредством ниспослания Сына Человеческого на крестные страдания, смерть и последующее Светлое Воскресение. Так почему всё-таки Совет Предвечный? Бог принимает на Себя ответственность за последствия нашего волевого злоупотребления, принимает решение в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы разделить с человеком все последствия его падшести. В Священном Писании находим подтверждение этой Предвечности. Апостол Павел называет это решение тайной, о которой «от вечных времен было умолчано» (Рим. 14:24). В Еф. 3:9 он говорит о тайне, «сокрывшейся от вечности в Боге». В Еф. 1:4 апостол говорит, что «Бог избрал нас в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира». И Сам Христос называется в Священном Писании Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира (I Пет. 1, 19-20 и Откр. 13,8).
Когда мы говорим о Святой Троице, то невольно в нашем сознании предстает образ святаго преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, чудотворца. Сей дивный муж подвизался на ниве Христовой в далекой чаще радонежских лесов. Пребывая в малолетстве в неразумении книжной грамоты, позднее получил он от старца, с ним молившегося, откровение, что отныне Господь дарует ему знание грамоты. Ликуя от радости, Варфоломей (так звали святого в миру) пригласил старца к себе домой. Оставшись на ночлег в семье благочестивых родителей Кирилла и Марии, инок на утро открыл им волю Божию в таковых словах: «Велик будет сын ваш пред Богом и людьми, он станет некогда избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы». По прошествии некоторого времени Варфоломей пришел в радонежский лес, где совместными трудами со старшим братом Стефаном основал обитель, названную по его давнему, еще детскому желанию, в честь Святой Троицы. Там и возрастал духовно преподобный Сергий, стяжав от Всещедрого Бога дары прозорливости и чудотворения. Обладая подлинными смирением и любовью, игумен земли Русской научал жить множество народа, стекавшегося к нему в своих скорбях и нуждах, по заповедям Христовым, исполняя которые, каждый из нас может стать друзьями Божиими (Ин. 15:14).
В бодром духе и сердечном смирении днесь да возвеличим Триединое Божество: «Величаем Тя, /Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим».
Материал подготовил православный доброволец Алексей Довнар.