Завершился двухнедельный августовский пост, установленный в честь события новозаветной Священной истории — блаженной кончины Матери Божией, венчаемый великим двунадесятым праздником Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Неоскудевающий источник премудрости духовной — Святое Евангелие в изложении четырёх апостолов ничего не сообщает нам о жизни Невесты Неневестной после Воскресения Господа Христа. Но это не означает, что если прервалось повествование апостольское о Пречистой, то нам теперь не узнать, как и где проводила последние дни Своего земного странствия Благодатная. Еще при кресте Искупителя по слову Сына Божия Его Матерь была передана под покровительство Иоанна Богослова, о чем написано в его Благовествовании: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).
После Преблагословенная стала проводить Свое время в преуготовлении принятия Святаго Духа: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». (Деян. 1:14), Который при наступлении дня Пятидесятницы снисшел на Неё и бывших с Ней: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:3-4).
С момента сошествия Духа уместно говорить об апостольстве Богородицы, ревностно насаждавшей и утверждавшей христианскую веру Своим присутствием, словом и молитвами — полнотой всей жизни Своея Она свидетельствовала о Евангелии Царствия, о чем точно изрек святитель Амвросий Медиоланский в своем труде «О девственницах»: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи.
Правилом Её было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. <…> У Неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. <…> Другие охраняли только тело Её, а нравы Свои Она блюла Сама».
Некоторые тонкости земного времяпрепровождения Пречистой Девы сохранило для нас Священное Предание, запечатленное в пространных апокрифических сочинениях. Из них мы узнаем о том, что Божия Матерь дни и ночи проводила в молитве, нередко посещала Гроб Господень, Елеонскую гору, послужившую местом Вознесения Христова.
Испытав горечь утраты Своего возлюбленного Сына, мучающегося на кресте голгофском, Богоматерь, как пишет святитель Димитрий Ростовский, «изливая из святых Своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в горние блаженные обители». Скорбь Пресвятой Владычицы нашей присовокуплялась ненавистной злобой тех, кто некогда распинал Мессию, а ныне всячески старался воспрепятствовать Ей в посещении святых мест, так что ко Гробу Господню даже была приставлена охрана.
Но как не находчивы были сильные мира сего, их планы не имели успеха, и Богородица по-прежнему воздевала Свои очи сердечные к небу, предстоя на коленях подле Гробницы той.
В один из таких дней явился Приснодеве Архангел Гавриил. Посланник Божий, как сообщает нам митрополит земли Ростовской, обратился к Благодатной так: «Сын Твой и Бог наш с Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми Небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». И дабы Она не усомнилась в истинности его слов, тот преподал Ей райскую ветвь. Что это была за ветвь, которую надлежало нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ея будет несено для погребения?
Пояснение дается в монументальном труде «Жития святых» вышеозначенного святого: «это была сияющая светом небесной благодати ветвь от финиковой пальмы». Здесь же передаются словесно чувства, испытываемые Богородицей, и Её моление: «Я не была достойна приять Тебя, Владыко, в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою; Я соблюла вверенное Мне сокровище и посему имею дерзновение просить Тебя, Царь славы, чтобы Ты охранил Меня от области геенской: если Небо и Ангелы трепещут пред Тобою, то тем более созданный из персти человек, не имеющий за собою никаких заслуг кроме дарованных Твоею же благостию; Ты, Господь и Бог, благословенный во веки».
По возвращении с молитвы, Дева Мария, сообщив, кому пожелала, о посещении Ея Архангелом Гавриилом, стала преуготовляться к Успению. Одним из главных желаний Божией Матери было еще раз лицезреть апостолов подле одра Своего, и сие было исполнено, так что, как говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин, «все святые Апостолы, которые были рассеянные по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим».
Когда всё было готово, и время пришло, заблистал неизреченный свет Божественной Славы, и в горницу ту явился Сам Христос. Узрев пришествие долгожданного Сына Божия, Преблагодатная воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Далее состоялся диалог между Матерью и Сыном, Который отвечал на приветствие Ея тако: «Приди, Ближняя Моя, приди, Голубица Моя, приди, драгоценное Мое сокровище, и войди в обители вечной жизни», после чего преправедная душа Богоматери под всеобщее ангельское пение была вознесена на небеса.
Позднее святыми апостолами тело Богородицы, по Её предсмертному волеизъявлению, было торжественно перенесено к месту погребения, в Гефсиманский сад, где находилась гробница праведных родителей Ея, Иоакима и Анны, и Обручника Ея святого Иосифа. По пути к долине Иосафатовой как и прежде происходили чудеса, находящие решительное неприятие у врагов веры христианской, так что дикость их доходила до желания опрокинуть погребальный одр, но сила Божия соделывала все благополучным. Почти миновал день, когда Пречистая была положена во Гробе с пеленами Своими, но после трапезы апостольской Богородица явилась ученикам Христа, Она, утешая их, говорила: — Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни.
За сем событийной кульминации только надлежало быти. Торжество Воскресения Богородицы открылось миру, когда в гробницу вошли избранные апостолы вкупе с опоздавшим к Успению Фомой Дидимом (Близнецом). Предстоящие соборно узрели телесное отсутствие Погребенной. Тайну произошедшего по окончании своего повествования о нынешнем празднестве изъясняет агиограф Тобольский и всея Сибири: «Не подобало скинии жизни быть во власти смерти и Породившей Создателя твари разделить участь тления с земною тварию.
Законодатель явился исполнителем данного от Него Закона, — сыновья да чтут родителей: Он почтил Пренепорочную Матерь Свою, как Себя, — как Сам Он со славою воскрес в третий день и потом вознесся с пречистою плотию на Небо, так и Матерь Свою воскресил со славою в третий день и взял к Себе в небесные селения. Об этом предсказывал и святый Давид, говоря: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея; Его пророческие слова сбылись при воскресении Господа и воскрешения Им Своей Матери».
Ознакомившись с тем, что было более двух тысяч лет назад, посредством богословско-гомилетических трудов подвижников благочестия, каждый из нас, живущих в XXI веке, да предастся размышлению над главным вопросом о том, чем для человека является Успение Богородицы. Очередное чудо в Евангельской истории является для человечества залогом реального будущего, в случае, если мы самовольно возжелаем изменить свое отношение ко греху, преодолеть его, построить свою жизнь сообразно заповедям Христовым. Только так, через несение тягот друг друга (Гал. 6:2), через имение любви между собою (Ин. 13:35) для нас откроются врата вечности, и мы, услышав слова Спасителя «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25), внидем в радость Господа Иисуса не только душевно, но и телесно.