«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить…»

В сей великий праздничный день, именуемый в народе Яблочным Спасом, Вселенская Святая Соборная и Апостольская Церковь молитвенно воспоминает одно из центральных событий, о котором мы узнаем почти из всех четырёх Евангелий, окромя Святого Благовествования от апостола любви Иоанна Богослова, — Преображение Господне.

Праздник преображения Господня
Праздник преображения Господня, именуемый в народе Яблочный Спас

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа есть торжество, в котором нашли свое средоточие многие смыслы, заложенные в евангельском повествовании о земной жизни Сына Божия и Сына Человеческого. Периодически прочитывая Священное Писание, мы невольно понимаем, что все происходящее две тысячи лет назад тесно взаимосвязано, ибо только через взаимосвязь возможно исполнение всякой правды (Мф. 3:15), о которой некогда в водах Иордана было сказано Пророку и Предтечи Иоанну Крестителю.

Первым звеном в цепочке взаимосвязей, раскрывающих тайну Преображения, явился диалог Спасителя со Своими ближайшими учениками, состоявшийся недалеко от города Кесарии Филипповой — на самом севере современного Израиля, недалеко от ливанской границы, где Господь спросил у апостолов: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Ему говорят: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, и Он задает вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» И апостол Петр произносит поразительные слова: «Ты — Христос, Сын Бога живаго». Это пламенное исповедование своей веры первоверховным апостолом выразилось в ответных словах Божественного Учителя: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:13-17).

Явно узрев наличие веры в учениках Своих, которые были по природе людьми, согласными на принятие Его в качестве обетованного Мессии, Сладчайший Иисус приоткрывает им завесу доселе невиданного о Себе Самом, Он делает возможным факт Преображения, произошедшего на шестой день, когда Христос призвал к себе Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору, чтобы помолиться. Не имея божественной составляющей в своей немощной человечности, апостолы уснули и видели сон, тогда как их Учитель пребывал в молитвенном общении со Своим Отцом. Даже несмотря на возобладание над апостолами сонной слабости, они все же увидели главную кульминацию нагорной молитвы и через это получили нечто, о котором сказано в Евангелии от Марка: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1).

Преображение Господне
Преображение Господне

Для того, чтобы и нам понять что воистину тогда было явлено Царствие Божие, достаточно посредством евангельского чтения стать этому свидетелями: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9:3-4) О чем беседовали Бог и пророки, говорит евангелист Лука: «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Далее апостол Марк передал слова своего первоверховного брата по духу, изреченные им после увиденного: «При сем Петр сказал Иисусу: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). Здесь же повествователь объясняет нелепость произнесенных сыном Иониным слов: «Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (Мк. 9:6).

После «явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мф. 17:5). В празднике Преображения снова, как и при Крещении Господнем, было явлено единство Святой Троицы: Сына,  при котором, по слову святителя Григория Паламы, Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. Единственная разница между Богоявлением и Преображением состоит в том, что при первом явлении Святой Дух открыл Себя в образе голубя, а ныне – в виде облака.

Поддерживая толковательную мысль архиепископа Фессалоникийского о явлении Триединого Божества в празднике Преображения, преподобный Ефрем Сирин пишет: «Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых».

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет символичное явление Илии и Моисея: «Один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй», после замечая, что явление Спасителя в Его Божественной славе на горе той необходимо было, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».

Великий праздник - Преображение Господне
Великий праздник — Преображение Господне

В свою очередь, ряд богословов, таких как Косьма Маюмский и Иустин Попович, считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».

Подчас мы не имеем такой веры, какую исповедовали святые апостолы, но торжество Божьего Преображения, тем не менее,  обращено и к нам, людям XXI века. Его основной посыл вложен в нашу нравственную природу, нацеленную на построение межличностных отношений в обществе на постулатах добра и справедливости, венчающихся главной из всех добродетелей – любовью, стяжание которой возможно только посредством исполнения заповеди Христовой, о которой Он изрек: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13).

Воспевая семигласный тропарь празднества, да обратимся ко Господу, показавшему ученикам Своим славу Свою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Его присносущный молитвами Богородицы.

Добавить комментарий

Закрепите на Pinterest