День памяти Блаженной Ксении Петербургской

Каждый из нас, изучая курс биологии в школе, знакомился с таксонами растений и животных, обитающих на относительно ограниченном ареале территории. Учитывая такую особенность, можно сделать очевидный вывод и о малочисленности представителей флоры и фауны в масштабах биосферы. Но если для биологической науки эндемичными выступают животные и растительные виды, то при знакомстве с сонмом святых, прославленных Богом за свою праведную жизнь на земле, обнаруживается редкость в плеяде юродивых Христа ради. Таковых более всего на ниве благочестия подвизалось в пределах Русской Православной Церкви. Об одной из самых известных, блаженной Ксении Петербургской, и пойдет речь.

Блаженная Ксения Петербургская

Ксения Григорьевна Петрова (так матушку звали в миру) родилась в первой половине XVIII столетия в семье благочестивых родителей. Как проходила жизнь будущей святой в детстве, об этом сведений не сохранилось. Далее житие свидетельствует о том, что, достигши совершеннолетия, девушка сочетавалась узами брака с полковником Андреем Фёдоровичем Петровым, который ко всему прочему трудился придворным певчим. Однако недолго Господь судил прожить богобоязненной чете вместе, и вскоре возлюбленный супруг отошел в мир иной.

Потеря близкого человека всегда сопровождается скорбью от осознания невосполнимости утраты, но в ситуации вдовы полковника все было гораздо драматичнее — петербурженка спешно начала раздавать богатое имение семьи и даже свое единственное жилище подарила хорошей знакомой Параскеве Антоновой, таким образом, полностью отрешившись от материального состояния. Сия решительность в распоряжении Ксенией своим имуществом вызвала обеспокоенную настороженность среди родных почившего супруга, так что они подали прошение на имя командования об ограничении «обезумевшей»  правоспособности, но руководство полковника не нашло в действиях девушки ничего, чтобы могло квалифицироваться как ее правовая несостоятельность, поэтому чаяния родственников остались неудовлетворенными.

Изменения в жизни вдовы полковника коснулись не только материальной составляющей, но и души, ибо теперь из мира «ушла» всеми знаемая Ксения Григорьевна, но рожден был «новый человек»  — Андрей Фёдорович. Приняв на себя образ почившего, матушка встала на путь юродства Христа ради, характеризуемого кажущейся окружающим безумностью и умалишенностью внешнего поведения при сохранении здравого рассудка. С первых дней подвигоположничества блаженная стала кротко сносить все лишения и издевательства над нею со стороны дворовых мальчишек и других «сильных мира сего». Видя подлинное смирение странницы к поношениям людским и незлобивость, Господь наградил обильно угодницу Свою дарами прозорливости и чудотворения.

Вскоре старица стала желанной в домах горожан, ее кормили, давали одежду и деньги, она же все раздавала нищим, оставляя на душе жертвующих мир и даруя семьям благоденствие. Известно, что блаженная Ксения тайно принимала активное участие в строительстве церкви на Смоленском кладбище, снося по ночам кирпичи на верхи к месту кладки, также подвижница предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича, прикровенно поведала о смерти купчихе Крапивиной, одной бедной вдове сообщила о скором замужестве.

На семьдесят первом году жизни блаженная Ксения Петербургская почила в Боге, оставив в памяти современников образ кроткой старицы, которая, пребывая на земле, просила у Господа, того только искала, чтобы пребывать ей в доме Господнем во все дни жизни ея, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его (Пс. 26:4). Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 года Ксения Григорьевна Петрова была прославлена в лике святых.

Соприкасаясь с житием святой, особенно сопоставляя прекрасную будущность молодой супруги полковника, имеющего большое состояние, и самоотверженное подвигоположничество, сопряженное с отречением от одной из ключевых характеристик человека как биосоциального существа  — ума, ясно понимаешь, что столь резкая перемена в образе жизни, в поведении, в отношении к окружающей действительности была бы попросту невозможной, если бы блаженная Ксения занималась этим предприятием целую жизнь ради привлечения к себе людского внимания и получения известности или же иной, пусть даже благой цели. Она ничего подобного не преследовала, напротив, матушка отвергла для себя все то, что присуще тварному миру и устремила очи сердца своего к небесной сокровищнице, словно вперив себе в ум слова апостола Павла: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор. 3:19).

Воистину апостольские слова правдивы. Принципиальная разница между миропорядком земным и небесным заключается в иной расстановке акцентов для внимания. Нормой «мудрости» планетарного масштаба для человека стало стремление к новой категории, именуемой на языке научно-технического прогресса трансгуманизмом, заключающимся в вытеснении человеческого фактора почти из всех сфер производства и замена его нечто новым — искусственным интеллектом и робототехникой. Человеку же отводится роль властителя Вселенной, в функционале которого, судя по распространяющейся на сегодняшний день тенденции, есть, пожалуй, самый главный пункт — безграничная свобода и наслаждение.

Сын Божий, Единородный и от Отца рожденный прежде всех век, пришедший в мир и возвестивший нам Благую весть, предлагает совершенно иной путь стяжания вожделенного счастья и наслаждения, заключающейся во всеобщем спасении человеческого рода через исполнение заповедей Божественного Учителя, призывающего каждого из нас: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Как некогда святая блаженная Ксения Петербургская последовала за Христом Спасителем, отвергшись себя, так днесь и мы распнем плоть свою со страстьми и похотьми, отрегшись себя и всего тленного в этом мире, возьмем крест свой и последуем узким путем за Царем веков и Начальником жизни.

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

Тропарь, глас 7

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 3

Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющиеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

В статье использованы работы петербургского художника и иконописца Александра Простева.



  • Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование — единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!